edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 3-15 Хронологические подлянки Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 20, August, 2021 02:26 За нитью рассказа становится следить все труднее. История раздваивается на хронологию наследников царского дома Давида и на хронологию противостоящих самозванцев. Единого Израиля нет, есть Израиль и Иудея. Из опорных дат есть только одна:
1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Т.е. 480 год от Исхода - это 4-й год царствования Соломона. Соломон процарствовал 40 лет и значит помер в 516 году от Исхода. В этом самом году воцарился его сын Ровоам в возрасте 41 года. Т.е. Соломон успел жениться за год до того, как занял трон. Женился он на аммонитянке-язычнице, от которой и родился Ровоам. Получается, что Ровоам - старший сын, трон перешел к нему по закону. На 5-м году царствования Ровоама на Израиль и Иудею напал египетский фараон Сусаким. Стало быть это 521 год от Исхода. Ровоам родил сына Авию и правил он 17 лет. Т.е. помер в 533 году от Исхода, будучи 58 лет от роду. Его соперник Иеровоам пережил царя Иудеи. У него тоже был старший сын Авия, который, как мы знаем, умер от насланной богом болезни. Сам Иеровоам помер в 538 году, оставив наследником второго сына Навата. В предыдущих главах не раз упомянута была Летопись царей иудейских. Есть соблазн заглянуть туда и узнать подробности, которые касаются того же Ровоама и не упомянуты в Книгах Царств. Лезем туда и находим во Второй книге Паралипомемнон главы 11-12, посвященные Ровоаму. Что же там новенького? Сказано там, что первые 3 года правления Ровоам делал все как надо. 5 Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами. 6 Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою, 7 и Вефцур, и Сохо, и Одоллам, 8 и Геф, и Марешу, и Зиф, 9 и Адораим, и Лахис, и Азеку, 10 и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом. 11 И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина. 12 И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин. Иуда и Вениамин - это колена и их наделы. Почему-то опять забыли про Симеона. (?) А вот потом Ровоам испортился. Что было причиной тому - не поясняется. Он отозвал левитов и священников из их мест служения и поставил всюду идолов, к которым приставил своих служителей: 13 И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов, 14 ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня 15 и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. Здесь мы видим, что помимо камней и деревьев, символизировавших богов Яхве и Ашеру, на высотах были поставлены тельцы и - ахтунг!!! - козлы! Это что-то новенькое. Касательно наследника: 18 И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева, 19 и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама. 20 После нее он взял Мааху, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа. 21 И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. 22 И поставил Ровоам Авию, сына Маахи, главою [и] князем над братьями его, потому что хотел воцарить его. Оказывается, Авия - не старший сын. Но своей волей Ровоам поставил его князем над всеми. В следующей главе можно узнать подробности войны с египтянами: 2 На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим,- потому что они отступили от Господа,- 3 с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; 4 и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. 5 Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму. 6 И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь! 7 Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; 8 однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным. Из этого куска мы узнаем, что фараон Сусаким не своей волей действовал и не волей египетских богов, но волей Яхве Саваофа! Он грабил Иерусалим и сокровищницу храма господня, дабы преподать урок этим маловерным. Думаете, вероотступники разломали козлов и тельцов на высотах и покаялись? Про это ничего не говорится. Говорится только, что они все попали на бабки (стали слугами фараона). Фараон пришел с юга с 1200 колесницами и 60 тысячами конницы. Пехоты было немеряно, она состояла из египтян, ливийцев, эфиопов и каких-то сукхитов (эти ваще наверное звери). Напомню, что Ровоам приходился Сусакиму племянником (по жене). Ну собственно это и все, что сообщает Паралипомемнон. И вот тут как раз появляется хроноподлянка - сюжет начинает ветвиться дальше: 15 Деяния Ровоамовы, первые и последние, описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца при родословиях. И были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни. Вот оно оказывается как! Оказывается, что в двух книгах о похождениях Ровоама не рассказать, о них надо читать мемуары двух пророков - Самея и Адды. Разумеется, эти мемуары не сохранились, такая вот досада. Иеровоам прожил на 5 лет дольше Ровоама. А новому царю Иудеи Авии Ровоамовичу пришлось таки схлестнуться с самозванным царем Израиля Иеровоамом. Битва была эпическая. 3 И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. Здесь как обычно Книга теряет берега, цифры - это ее слабое место. В битве участвует 1 млн. 200 тыс.чел. Со стороны израильтян погибнет пол-миллиона человек! На радость сирийцам и палестинцам, надо полагать. Перед битвой Авия толкнет праведную речь, попрекая израильтян идолопоклонством. При этом ничего не говорится о том, что он сам отказался от введенных дедом Соломоном и папкой Ровоамом обычаев. Это как же понимать? Возвращаемся к главе 15 Третьей Книги Царств и что там читаем? А там про эпическую битву с полумиллионом жертв всего пара слов, о как! Зато сказано, что вялая война с Иеровоамом продолжалась все годы правления Ровоама. Вот кому это надо так было всё запутать? Авия прожил недолго, а правил всего 3 года. От чего помер - не сообщается. Но получается, что дал дуба сразу после войны. И еще он успел "взять себе четырнадцать жен и родил двадцать два сына и шестнадцать дочерей". Все подробности снова следует смотреть в потерянных мемуарах пророка Адды. После Авии сразу же воцарился его сын Аса. Шел 537 год от Исхода. 9 В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями 10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана́, дочь Авессалома. 11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. 12 Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, 13 и даже мать свою Ану́ лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. 14 Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его. 15 И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды. Аса правил до 578 года от Исхода. И тут прямо говориться, что он попытался побороть богоотступничество, но до конца это не удалось - курения на высотах продолжались, хотя уже без истуканов. На полную заработал храм. Снова смотрим в Паралипомемнон. Там сказано, что первые 10 лет правления Асы были спокойные и сытные годы. Правнук Соломона решил вернуть закон Моисея подданным: 2 И делал Аса доброе и угодное в очах Господа Бога своего: 3 и отверг он жертвенники богов чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил посвященные дерева; 4 и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон [Его] и заповеди; 5 и отменил он во всех городах Иудиных высоты и статуи солнца. И спокойно было при нем царство. 6 И построил он укрепленные города в Иудее, ибо спокойна была земля, и не было у него войны в те годы, так как Господь дал покой ему. 7 И сказал он Иудеям: построим города сии и обнесем их стенами с башнями, с воротами и запорами. Земля еще наша, потому что мы взыскали Господа Бога нашего: мы взыскали Его,- и Он дал нам покой со всех сторон. И стали строить, и имели успех. Здесь уже сказано, что Аса велел все статуи валить (домашних терафимов видимо тоже), а также столбы, деревья и рощи, что он таки запретил курения на высотах (что противоречит Книге Царств), что оказывается евреи ставили статуи некоему богу солнца (уж не египетскому ли Амону-Ра?). Из всего этого вытекает вывод о том, что обе книги не дают полного понятия о тогдашних событиях, что и там, и там дан набор отрывочных сведений. И спрашивается, разве нельзя все было изложить последовательно? Аса застал последний год правления Иеровоама, а затем короткое двухгодичное правление его сына Навата. Нават ничем не отличился, был таким же еретиком, как и его папашка. Ну и плохо кончил - против него созрел заговор, к власти пришел некий Вааса из колена Иссахара (с ишаком на знамени). Книга Царств сразу переходит к противостоянию Асы и Ваасы (каламбур получается вроде Ровоам-Иеровоам). А Паралипомемнон втискивает еще несколько значимых событий из жизни Иудеи. Прежде всего это супервойна с не пойми откуда взявшимися эфиопами! 8 И было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых. 9 И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц и дошел до Мареши. Зарая ученые-библеисты ассоциируют с сыном фараона Сусаким-Шешонка по имени Осоркон. Почему он именуется в Библии эфиопом - а Х его З. Осоркон I (библ. Зарай Ефиоплянин: лат. Zara Aethiops) — фараон Древнего Египта (924 — 889 до н. э.), из XXII (Ливийской) династии . Сын Шешонка I и его главной жены Маат-Кара. Его полное имя было — Секхемкхеперра Миамун Осоркон I. Аса помолился богу и тот даровал победу. Эфиопо-египтян разбили наголову, гнали до египетской границы, сходу взяли пограничный город Герар и окрестные поселки, а также множество местных бедуинских стоянок, с которых забрали весь скот. Продолжение следует |