edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 4-6-7 По реке плывет топор ... Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 20, October, 2021 21:44 Елисею в Книге уделяется неожиданно много места. Взятому на небо Илье столько не уделялось. Чудеса с Елисеем описываются одно за другим, не разделяясь по важности.
1 И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; 2 пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. 3 И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. 4 И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. Из этого куска становится ясно, что при Елисее прижилась община профессиональных пророков. Такие уже встречались ранее. Пророки гадали окрестным жителям на темы заключения сделок, браков, поисков жуликов и потерявшихся ослов. Уровня общения с Яхве никто не достиг (иначе было бы рассказано). Пророки-прихлебатели решили построить рядом с домом Елисея общагу. Для этого и потребовался стройматериал. Саман из навоза их не устроил, пророки решили строить бревенчатый барак. 5 И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! 6 И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. 7 И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его. Вот такое обыкновенное чудо! Далее пошло более серьезное дело - оказалось, что Елисей служит в контрразведке богомерзкого царя Израильского: 8 Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. 9 И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. 10 И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. 11 И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? 12 И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. Говоря простыми словами, сирийский царь избрал тактику террора, подсылая группы диверсантов к царю израильскому. Но Елисей оперативно докладывал по команде о готовящихся засадах и налетах и делал это "не раз и не два". Сирийский царь заподозрил было в своем ближнем окружении "крота". Но ему рассказали про Елисея. Странно, как он раньше не догадался. Он же посылал в Израиль своего прокаженного генерала на излечение, и тот вернулся чистым аки младенец. И наверняка рассказал о великом пророке. Сирийский царь принял "гениальное" решение - схватить самого Елисея. Идея была дурацкая - неужели неясно кому, что Елисей все заранее разгадает? 13 И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. 14 И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. 15 Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? 16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. 17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Здесь мы видим, что у Елисея есть слуга. Не говорится - это новый слуга или прокаженный Гиезий? Скорее всего новый. Новый слуга не очень-то верит во всемогущество патрона. Елисей решает открыть ему глаза (частично). И вот слуга видит вокруг то, что не видят остальные люди, а именно множество огненных колесниц и огненных коней! И ни слова про колесничих или всадников! Колесницы пустые? В одну из таких заскочил Илья и был таков. Как позднее выяснится, Илья так и не выполнил возложенную на него миссию - о как! А зачем на этот раз прискакала целая вереница невидимых колесниц? Книга ответа не дает... 18 Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея. 19 И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию. 20 Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии. 21 И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? 22 И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. 23 И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву. Елисей привел полчище слепых придурковатых диверсантов в стольный град Самарию (почему они не попросили его отвести их к сирийской границе, а продолжили свою миссию по поимке Елисея?). В Самарии они прозрели. К их удивлению их накормили до отвала и напоили, а потом отпустили в Дамаск. Сирийский царь перестал посылать полчища диверсантов. Он собрал армию и вторгся в Израиль (интересно, войска вел вперед "чистый аки младенец" генерал Неемия?): 24 После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. 25 И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра. Елисей почему-то не предупредил на этот раз царя Израильского о такой напасти в виде долгой осады. Жители съели весь скот, всех голубей и приступили к голубиному дерьму. Но это было не самым страшным. Началось людоедство. Далее приводится диалог царя с одной такой людоедкой: 26 Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. 27 И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли? 28 И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: "отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра". 29 И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: "отдай же твоего сына, и съедим его". Но она спрятала своего сына. 30 Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его. Царь не был также мудр как Соломон, который превосходно справился с похожей задачкой. Более того, царь был слаб духом, порвал на себе одежду и так и бегал по городским стенам, деморализуя гарнизон. Наконец его посетила мысль - во всем виновата эта плешивая тварь Елисей! 31 И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня. 32 Елисей же сидел в своем доме, и старцы сидели у него. И послал [царь] человека от себя. Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью. А вот и топот ног господина его за ним! 33 Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему, и сказал: вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа? Куча старцев накинулась на высокопоставленного гонца и зажала его дверью. 1 И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии. 2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь. Не могу пройти мимо упоминания окон на небе. Непонятно, отчего их упомянул сановник. Просто эти окна - часть мироздания, сидевшего в головах как действующих лиц, так и аффтаров Книги. Напомню, что поверх туч и облаков есть твердое небо из сапфира, где обитает Яхве. В сапфировом полу и проделаны эти окна-люки, которые обслуживают ангелы по распоряжениям Господа. В окна льется дождь или выпускается ветер. За то, что сановник не поверил Елисею, тот уготовил ему страшную кончину. 3 Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти? 4 Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрем; если же сидеть здесь, то также умрем. Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем. 5 И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека. Согласно гигиенических правил закона Моисея прокаженных запрещалось пускать в лагерь или город. Поэтому они ошивались около ворот. Они нисколько не беспокоились, что начнется штурм (осада тянулась очень долго, все к ней привыкли). Среди них возможно был и прокаженный Гиезий. Эта великолепная четверка и обнаружила вражеский стан пустым. 6 Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. 7 И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя. Яхве применил новый трюк - массовые слуховые галлюцинации. Перепуганные сирийцы ломанулись в свою Сирию. Четверо прокаженных устроили в брошенном лагере шикарный временный лепрозорий. 8 И пришли те прокаженные к краю стана, и вошли в один шатер, и ели и пили, и взяли оттуда серебро, и золото, и одежды, и пошли и спрятали. Пошли еще в другой шатер, и там взяли, и пошли и спрятали. 9 И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей - день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же и уведомим дом царский. 10 И пришли, и позвали привратников городских, и рассказали им, говоря: мы ходили в стан Сирийский, и вот, нет там ни человека, ни голоса человеческого, а только кони привязанные, и ослы привязанные, и шатры, как быть им. 11 И позвали привратников, и они передали весть в самый дворец царский. Царя разбудили и сообщили новость. Он вероятно знал о предсказании Елисея, но доверия к плешивому не было. Царь предположил военную хитрость со стороны врага: 12 И встал царь ночью, и сказал слугам своим: скажу вам, что делают с нами Сирияне. Они знают, что мы терпим голод, и вышли из стана, чтобы спрятаться в поле, думая так: "когда они выйдут из города, мы захватим их живыми и вторгнемся в город". 13 И отвечал один из служащих при нем, и сказал: пусть возьмут пять из остальных коней, которые остались в городе, [из всего ополчения Израильтян только и осталось в нем, из всего ополчения Израильтян, которое погибло], и пошлем, и посмотрим. 14 И взяли две пары коней, запряженных в колесницы. И послал царь вслед Сирийского войска, сказав: пойдите, посмотрите. 15 И ехали за ним до Иордана, и вот вся дорога устлана одеждами и вещами, которые побросали Сирияне при торопливом побеге своем. И возвратились посланные, и донесли царю. После этого народ осмелел и ломанулся за трофеями: 16 И вышел народ, и разграбил стан Сирийский, и была мера муки лучшей по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, по слову Господню. 17 И царь поставил того сановника, на руку которого опирался, у ворот; и растоптал его народ в воротах, и он умер, как сказал человек Божий, который говорил, когда приходил к нему царь. Мораль: никогда не спорьте с пророками! |