edgeways.ru
Список форумов
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством. 
История (офциальная) создания и реформирования Гражданского шрифта была сочинена в 1947г. (+ 8 = 55г.)
Пользователь: Убить Билла (IP-адрес скрыт)
Дата: 16, December, 2015 21:34

Ранее было показано [edgeway.ru], что история реформы Гражданского шрифта 18 года (= 42г.) не являлась аутентичной. Скорее всего, ок. 18/42-44гг.(=50-52гг.) уже существовали два вида параллельных письма:
- варианты кириллического полуустава [expositions.nlr.ru] церковного письма (идущего как от константинопольской епископии, так и от болгарской "духовной" миссии 42-43гг., связанной с интеллектуальными протестантскими центрами и автокефальными православными церквями Центральной Европы), который продолжают и сегодня использовать старообрядцы;
- многочисленные "переходные" варианты алфавита светского письма, которые включали в себя как латинские, так и кириллические буквы (некий "переходный" шрифт около 44г. на Западе Европы очистили от "варваризмов", и на нем стали издавать - в Венеции и др.- "под старину" сочинения т.н. античных авторов и гуманистов эпохи Возрождения; на Востоке Европы - после той же процедуре "очищения" - русификации - около 44г.=52г. появляется современная кириллица в гражданском реформированном шрифте).
В ходе - не взаимоисключающего процесса - упрощения/унификации "кириллизации латиницы" или "латинизации кириллицы", около 44г. (+ 8= 44г.) в Петрограде- Ленинграде появился современный гражданский русский алфавит, литеры для которого, вначале изготовлялись в Западной Европе (фирмы Леман, Бертгольд). Его прямым реформированным наследником стала Латинская гарнитура (адаптация шрифта Lateinische фирмы Бертгольд) - переименованная после Войны в середине 50-х.гг. в Академическую: [files.stroyinf.ru]
Вот как описывает Владимир Ефимов процесс шрифтовой "латинизации кириллицы": "Прописные буквы Ж, И и Я легко можно было получить из латинских K, N и R, если их предусмотрительно напечатать зеркально. Для буквы Л, как правило, использовалась перевернутая латинская V, для буквы Г—либо зеркальная L, либо F с отрезанным средним штрихом. Букву Ь получали либо из зеркальной Р, либо из разрезанной по вертикали Р со сдвинутым вниз полуовалом. Букву З делали из цифры 3, букву Э из зеркальной или перевернутой С с подрисованным в середине горизонтальным штрихом, букву Ю из разрезанной Н и О. Буква У выходила после отрезания лишнего от Х, Ч—от Н, но Б, Д, П, Ф, Ц, Ш, Щ, Ъ так или иначе приходилось подрисовывать. Таким образом легко и быстро можно было склеить титул для книги или надпись для плаката. Строчные знаки, которые делать гораздо труднее, можно было вообще не трогать, ограничившись прописными". См.: Владимир Ефимов. Как делают шрифты. Проектирование кириллической версии латинской гарнитуры. [ifont.ru]
Нумерология хронологии Матрицы истории создания современного русского гражданского кириллического шрифта - очевидна, и связанна с цифрами "7" и "8".
Вот, на мой взгляд, таблица идентичных событий истории реформы Гражданского шрифта:
- 1708г. - создание Гражданского шрифта (автор реформы монархист Петр - Великий Преобразователь России), реформа представлена как "латинизация" кириллического полуустава;
= 1748г. - издание 3 каталогов шрифтов типографи С-Пб. Академии Наук;
= 1778г. и 1818г. первое и второе издание "Типографического руководства" Бодони, который для создания кириллических знаков использовал образцы петровского гражданского шрифта [www.publish.ru];
= 1828г. - издание во Франции каталога шрифтов Фирмен Дидо, с кириллическим вариантом, который вызвали волну подражаний в России (как считается на протяжении лет 30);
= 1839-49г.- Жорж Ревильон выпустил в Петербурге 4 издания образцов шрифтов ("Новые образцы типов, из словолитни Ревильона и К°" 1839 и 1841гг., "Образцы словолитни Ревильона и К°" 1842, 1849 и 1855гг., где в словолитне впервые были установлены русские названия для шрифтов, имевших различный рисунок начертания;
= 1910г. - составлена кириллическая часть Академического шрифта (Академический шрифт имел в своей основе шрифт Сорбонна - берлинский Бертольд, вариант очень популярного американского шрифта Челтенхэм, кроме того у Академической, у Елизаветинской гарнитуры был исторический вариант), в котором явно прослеживались мотивы первых вариантов утверждённого в 1708г. Петром I гражданского шрифта и шрифтов типографии Академии наук 1748г.: буквы «д», «ж», «з», «к», «л», «р», «у», «ц», «щ» (Петербургское отделение берлинского Бертольд, получали новейшие латинские шрифты и делали к ним недостающие кириллические знаки, таким образом получались новые кириллические шрифты);
= 1917 (декабрь)
= 1918г. (октябрь) - реформа Гражданского шрифта (авторы реформы монархисты [russian7.ru], но преписана она была - Ленину - Великому Преобразователю России): исключены все буквы - даже на печатных машинках [upload.wikimedia.org] - дублирующие друг друга: «ять» (в 1940-х гг. газеты использовали апостроф вместо изъятого "ъ"), поскольку она совпадала по своему значению с буквой «е», «фита» и «и» десятеричное, дублировавшие буквы «ф» и «и» восьмеричное, твердый знак был сохранен только для обозначения твердого произношения согласных перед йотированными гласными [dates.gnpbu.ru] ;
= 1927-28г. - унификация шрифтов и разработка общесоюзного стандарта, для чего на совещании Полиграфического комитета ВСНХ СССР была создана специальная комиссия, хотя и в это вркмя некоторые научные издания, связанные с публикацией произведений и документов "под старину", а также издания, набор которых начался ещё до революции, выходили по старой орфографии (кроме титульного листа и, часто, предисловий) и даже через год - в 1929г.;
= 1944 +8 =1952г.- уже в этом году (1952г.) издательство имени Чехова публикует роман Набокова "Дар" в новой орфографии, вероятно, реформа "1918г." орфографии гражданского шрифта пришла с Запада: сторонником реформы был русский лингвист И. А. Бодуэн-де-Куртенэ, что как редактор издания (третего, 1903г.) словаря Даля (изд. в Париже, 1954г.) он там и отметил, уже в 1952г. издательство имени Чехова публикует роман Набокова "Дар" в новой орфографии, но большинство писателей-эмигрантов (например, Алданов, Бунин, Набоков) и зарубежных издательств продолжали печатать русскоязычные книги в старой орфографии до середины-конца 50-х гг. [booksonline.com.ua];
= 1945г. (+8 =53г.) - пришедшее в Болгарии к власти прокоммунистическое правительство Стамболийского, убрало из болгарского алфавита буквы "ять" и "ъ", а сменившее его более правое правительство Цанкова букву "ять" восстановило, но новое коммунистическое правительство в том же году опять ее упразднило;
= 1946г. - существовавшая до этого в СССР лаборатория шрифта была преобразована в Отдел новых шрифтов (проектировались шрифтовые гарнитуры на кириллической и латинской графических основах для набора на основных европейских языках и языках народов Советского Союза, шрифты особой графики для набора на языках народов Азии и Африки, наборные орнаменты и украшения), именно здесь с 1947г. стал работать Н.П.Проскурнин (один из его трудов - "Изобретение книгопечатания и начало его в России", был отпечатан на обороте табель-календаря на 1919г.), которому в 27г. поручили возглавить комиссию по разработке общесоюзного стандарта шрифта;
= 1947г. (+ 8 =55г.) - написание А.Г.Шицгал истории создания гражданского кириллического шрифта.
В этом году был установлен ГОСТ типографских шрифтов ручного набора, на основе примата "латинского шрифта", и, фактически, с этого времени, стали отменятся большое разнообразие шрифтов, имеющееся к этому времени.
Писатель Л.Леонов писал в газете "Советская культура" от 3 февраля 1955г.: "Куда пропало разнообразие шрифтов, которыми всегда отличалась русская полиграфическая промышленность? По чьему вкусу остался нам на радость один, лично мне представляющийся если не убогим, то уж никак не пригодным для художественной литературы, "латинский" шрифт, которым набирается, как правило, чуть ли не все, что попадает на типографский двор [...] Мне сообщили интересную подробность: в своё время в Ленинграде от частновладельческих шрифтолитейных заводов осталось несколько сот различных гарнитур шрифтов и политипажей. В довоенные годы была создана комиссия, которой было поручено пересмотреть это наследие и отобрать всё, что могло бы быть использовано в нашей полиграфии. Комиссия добросовестно поработала и признала годными к употреблению более двухсот гарнитур шрифтов. Но нашёлся некто от полиграфии, который заявил, что нам это имущество не понадобится, хватит и одного шрифта. И вот все пуансоны (стальные формы, с которых отливают буквы) были уничтожены. В познавательном отношении было бы крайне полезно осведомиться, из каких высоких соображений было загублено это неосвоенное культурное наследство, накопленное в течение десятилетий усердной работой русских шрифтовиков". См.: К. Головченко. История одного стандарта. [typejournal.ru]
ГОСТ шрифта 46г. введенного в 47г. +8 лет - это 55г. как раз время создания нового ГОСТ при котором, якобы вновь появились т.н. дореволюционые и довоенные шрифты. "Специальная комиссия, назначенная приказом по Министерству культуры СССР № 311-к от 22 марта 1955г., произвела отбор образцов шрифтов и наборных украшений по неиспользуемым шрифтолитейным матрицам, хранящимся на 1-м шрифтолитейном заводе в Ленинграде. Были вновь введены в оборот следующие шрифты: Книжный медиаваль (гарнитура № 15), Медиаваль (гарнитура № 18), Гарнитура № 23, Гарнитура № 23 (курсив универсальный), Гарнитура № 1, Английский узкий (гарнитура № 3), Английский узкий (гарнитура № 5), Египетский жирный (гарнитура № 6), Египетский узкий (гарнитура № 7), Египетский узкий жирный (гарнитура № 8), Оттенённые шрифты: прямой узкий, прямой широкий, прямой светлый. До этого существовал ГОСТ 52г. и эти шрифты стали как дополнительный ассортимент к действующему на то время ГОСТ 3489-52 "Шрифты типографские', потом вошли в новый ГОСТ 3489-57."
Итак, видится такая картина: до 44г.(= 52г.) существовало несколько видов шрифта (частных типографских компаний), которые включали в себя буквы латинского и кириллического алфавита.ГОСТ
3489—52— был утвержден Комитетом стандартов в 1951г.; в него были включены, кроме лучших старых гарнитур, шесть новых рисунков шрифтов, в том числе журнальная, школьная, обыкновенная новая, новая газетная, банниковская и журнальная рубленая гарнитура. Отличительная особенность этого ГОСТа состояла в том, что он содержал шрифты не только для ручного набора, но и для машинного (монотипного и линотипного).
Банниковская гарнитура создана художником Г. А. Банниковой в 1946—1952гг. на основе изучения русского гражданского шрифта начала XVIII века и шрифта антиква эпохи Возрождения.
Декоративный характер рисунка роднит банниковский шрифт с петровским гражданским, внешний вид которого приближается к облику московского гражданского письма начала XVIII века.
Гарнитура Лазурского. Создана в 1959 году художником книги В. В. Лазурским. Глубокое изучение в течение многих лет материалов по построению шрифтов эпохи Возрождения (особенно работ Дюрера, Пачоли, Альда Мануция, Франческо Гриффо, Таглиенте), а также русского наследия XVIII века позволили В. В. Лазурскому создать оригинальный русский шрифт, который был удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге в 1959 г. Шрифт Лазурского, в отличие от банниковского, более строгий. Его высокое художественное качество определяется объединением в одной композиции классической строгости шрифтов Возрождения с некоторыми декоративными элементами, характерными для русского гражданского шрифта начала XVIII века. Это отмечается, в частности, в буквах «к», «ж», «я». Шрифтом Лазурского напечатан в Вероне текст уникального издания «Медного всадника» А. С. Пушкина на русском и итальянском языках
Но в реальности, для большинства изданий был выбран один шрифт - названный "латинским" (т.к. начертание кириллических букв приблизили к виду некоторых наиболее популярных шрифтов, используемых в типографиях Западной Европы) - ставший официальным.
В 1947г. (+ 8= 55г.) официальную историю унификации русских/кириллических шрифтов представили в работе "Графическая основа русского гражданского шрифта" (1947г.), через призму некоего секулярного Сверх события - создания в "1708-10г." Гражданского шрифта (через процесс "латинизации кириллицы") - как история якобы одного единственного (!!!) официального шрифта, который реформировали на протяжении якобы 300 лет (!!!).
Автором официальной истории создания Гражданского шрифта (на основе переработки нового почерка моек - письма 17 - нач. 18 вв. на основе латинской антиквы), представленной в работе "Графическая основа русского гражданского шрифта" [www.wolmar.ru], был А.Г.Шицгал:
0093-517.jpg

Абрам Григорьевич Шицгал (род. Слоним, Белоруссия - умер 1983, Москва), рос. историк книги, д-р филол. наук (1974). С 1945г. сотрудник ВНИИ комплексных проблем полиграфии, в 1967-73 доцент Моск. полиграф. ин-та, с 1975 ст. науч. сотрудник-консультант Отдела редких книг Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина (ныне РГБ).
Основной труд - "Рус. типогр. шрифт. Вопросы истории и проблемы применения" (1974; 2 изд., 1985). Анализу построения шрифтов А.Дюрера, Л.Пачоли, Ж.Тори посвящена работа "Трактаты эпохи Возрождения о построении шрифта" (1956).
Соч.: Рус. рисованный кн. шрифт сов. художников. М., 1953; Рус. гражд. шрифт. 1708-1958. М., 1959.
"Графическая основа русского гражданского шрифта" (1947г.) и знаменитый листок "1710г." - представленный во всех школьных учебниках - с вычеркнутыми (якобы самим Петром 1) буквами чернового варианта алфавита, на базе которого была составлена гражданская кириллическая азбука:
etefyqiwup.jpg utudivohup.jpg

После коррекции (около 56г.) григорианского календаря, книга Шицгала была фактически переиздана с выходными данными + 8 лет (1947 +8 = 1955г.), но, с поправкой на нумерологическую символику цифры "8" - Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт 1708 - 1958. М. Искусство. 1959г.:
ycijojifud.jpgIMG_0613.JPG

"Игра" с цифрами прослеживается и в следующей работе Шицгала: - издании 1974г. ("47" - зеркальный обот - "74г."). Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. — М.: Книга, 1974.
Вот как начинается предисловие к этой работе: "История нашей печати — наглядное свидетельство той исключительной роли, которую отводит партия книгоиздательскому делу и удобству пользования печатными изданиями. Важнейшие замечания мы находим в многочисленных письмах В. И. Ленина, в частности прямые указания, как и каким шрифтом следует набрать тот или другой материал. «Для читателя это все очень важно»,— писал Ленин по поводу набора и оформления книги «Развитие капитализма в России»".
Начиная с около 55-56гг. были подготовлен и весь материал первоисточников к официальной истории создания Гражданского шрифта - т.е. созданы "под старину" издания на кириллице и гражданском алфавите т.н. эпохи Петра 1, который раздали в фонды Архивов и библиотек СССР (Центрального Государственного архива древних актов (ЦГАДА) - главным образом Архива Приказа книгопечатного двора, Исторического музея и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Русского музея в Ленинграде и фондов Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина, Государственной публичной им. М.В. Салтыкова-Щедрина, Академии наук СССР в Ленинграде, Всесоюзной исторической в Москве, Московского государственного университета).
Предварительно, вся история их создания была описана в работе: Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий, напечатанных при Петре I. В 2-х томах. т 1. Описание изданий гражданской печати 1708-январь 1725г. Т 2. Описание изданий, напечатанных кириллицей 1689-январь 1725г. М.-Л. Издательство АН СССР. 1955-1958г. [books.e-heritage.ru]
Содержание и список иллюстраций:
1092727.png1.png

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Новый Мировой Порядок и реформа по унификации календарей Убить Билла 04.10.2015 12:51
Отв: Новый Мировой Порядок и реформа по унификации календ... Убить Билла 05.10.2015 08:03
Порядок и реформа Навигатор 05.10.2015 08:50
Отв: Новый Мировой Порядок и реформа по унификации календ... gogasy 05.11.2015 00:55
Отв: Переходный латино-кириллический алфавит Убить Билла 05.11.2015 08:31
Языки - как искуственный конструкт Убить Билла 06.11.2015 13:35
Отв: Новый Мировой Порядок и реформа по унификации календ... Убить Билла 05.10.2015 16:34
ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗДВОЕНИЯ СОБЫТИЙ МИРОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ... Убить Билла 10.10.2015 11:10
Отв: Еще раз о возможных причинах перехода лет исчисления... грум 10.10.2015 11:52
Отв: Новый Мировой Порядок и реформа по унификации календ... Убить Билла 10.10.2015 13:23
Еще раз о возможных причинах перехода лет исчисления григ... Убить Билла 10.10.2015 17:55
Отсчет лет в Западном СССР и Восточном СССР - велся зерк... Убить Билла 02.11.2015 10:44
Отв: подгонка под нумерологию? gogasy 05.11.2015 00:47
Отв: иногда, приходится идти от обратного. Убить Билла 05.11.2015 07:26
История (офциальная) создания и реформирования Гражданск... Убить Билла 16.12.2015 21:34
Некоторые причины наложение табу на изучение истории создания и реформирования русского Гражданского шрифта(tu) Убить Билла 18.12.2015 16:01
Отв: Не будет ли любезен уважаемый джин gogasy 18.12.2015 22:03
Отв: про форму цифр на циферблате информации не попадалась Убить Билла 20.12.2015 19:51
Отв: и не только русской sezam 21.12.2015 12:15
Отв: как составлялись т.н. довоенные биографии деятелей с... Убить Билла 21.12.2015 16:07
Отв: я немного о другом - о датировках sezam 22.12.2015 11:57
Отв: про первокниги ... Убить Билла 22.12.2015 13:43
Отв: "на этом сайте"(tu) sezam 22.12.2015 15:50
Отв: "на этом сайте" Убить Билла 22.12.2015 16:38
Отв: узнал кто ты есть sezam 22.12.2015 18:41
Отв: Проблема в терминологии.. Убить Билла 22.12.2015 20:00
Отв: неПроблема в терминологии.. sezam 22.12.2015 22:12
Отв: Марина права Убить Билла 22.12.2015 23:00
Отв: Марина права sezam 22.12.2015 23:20
Отв: так часто и берут в политики бывших лицедеев Убить Билла 22.12.2015 23:30
The End Убить Билла 01.01.2016 00:29


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Вы можете прикрепить файлы следующих типов:
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 10 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне
Александр
Гости: 202

This forum powered by Phorum.