edgeways.ru
|
Кулуары
Серьезно о несерьезном и несерьезно о серьезном. Место для культурного отдыха.
|
Отв: из дискуссии на АШ : оптимист vs пессимист Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 21, April, 2023 09:17 «Оптимист» (любит простые эмоциональные формулировки)
Бинго! Грандиозный успешный успех ради будущего успеха. Starship успешно стартовал, не взорвавшись на старте. Это просто невероятно! Да здравствует итеративный процесс разработки Starship. Это быстрый и дешевый способ строить новые ракеты. О господи, неужели я живу в это прекрасное время и вижу все это своими глазами! 33 и 6! Двигатели Raptor - фантастика! Посмотрите как они синхронно шевелят соплами и какое изумительное пламя от сгорающего метана. Ох! Эта сверкающая нержавеющая сталь - может летать годами между орбитой и Землей, а также к Луне и далее везде. Ах! Шестиугольные черные керамические плитки теплозащиты. Это футуристично и эстетично. Выдержат все и всегда. Немыслимо! Ловит садящиеся ракеты «руками»! Ловко выхватывая из воздуха и бережно опуская на стартовый стол. Грандиозно! 100 - 150 - 250 тонн на орбиту в одном старте. По цене … да просто даром! Старты несколько раз в день, да что там в день - каждый час! На орбиту, к Марсу. «Пессимист» (тут унылое и долгое, скучно с ним) Не взорвали старт? Серьезно? Тогда за подвоз топлива без пожаров и взрывов медальку. У нас 50-е годы и ракеты еще только учимся строить? Отключившиеся двигатели при работе первой ступени, недобор скорости, неслучившаяся расстыковка ступеней, потеря управляемости, кривая телеметрия (расхождение картинки и реального видео, исчезновение кислорода в баках…) - это успех испытательного полета полностью собранного стека с рабочей второй ступенью? От силы 10% от запланированных операций и этапов испытания? Итеративный процесс в реальности. Выполнено 10% от запланированной программы испытаний (не 50%). Инновационный стартовый стол, который придется восстанавливать месяцами. Задержка при отрыве от стартового стола, восемь отключившихся двигателей прошедших (?) испытания и прожиг. Успешный процесс заправки топливом к итеративному процессу не имеет отношения, он проверен на реальных тестах и расчетах. Скорость разработки - 10+ лет на двигатель, 7+ лет на ракету-носитель. Скорость сравнима с SLS (жертва коррупции) и пресловутой «Ангарой» (жертва нищеты). Пиар на высоте, подогретые рекламой и ожиданиями чуда, массы поклонников восторженно аплодируют любому пуку и звуку. В голос считают «пять, четыре, три, два, один…» (не веря, что дожили до старта после многочисленных обещаний), восторг и овации при «MaxQ» (назовите ракету споткнувшуюся на этом этапе), при включении камеры на борту носителя (это святое), восторженные комментарии, на кульбиты потерявшей управление ракеты, о специальном маневре для разделения (ага, развернувшись против движения), крики восторга и аплодисменты при взрыве (это че было?). Полет продемонстрировал однозначно - работающего надежно двигателя Raptor нет. Три штуки отключились на старте, отключение еще нескольких в полете. Это сделало невозможным разгон и достижение необходимой скорости. Очевидный вывод - в аварии при испытаниях виноваты двигатели. Впереди годы и годы доводки. Если получится вообще сделать надежный сверхнапряженный двигатель. У SpaceX нет, на данный момент, более-менее надежного метанового двигателя для Starship. Это первый барьер «полосы препятствий» проекта. Сталь прочная и технологичная штука. Но очень тяжелая для космической техники. Достижение проектных параметров системы - полезная нагрузка на орбите - под вопросом. Очевидным следствием является отказ от посадочных опор корабля и носителя и чудная идея «ловить руками» садящиеся корабли и носители. Это вторая засада в «полосе препятствий». Сталь отличный конструктивный материал, но не всегда. Выдержать термический удар при входе в атмосферу не способна. Поэтому появился «костыль» - керамическая защита. Многоразовая керамическая защита на стальной конструкции большой размерности (облегченной по прочности до предела). Керамическая защита не требующая замены (иначе как стартовать через пару часов после посадки). Третье препятствие на пути к орбите в квесте. Ловить «руками» опускающиеся на реактивной тяге стометровые стальные монстры? Это мне не снится? Маск транслировал свой опыт управления квадриком?. Стартовая башня совмещенная (для экономии и эстетики) с посадочной структурой? Свежая идея. Главное испытание в «полосе препятствий». Наиболее фантастический аспект проекта. 150 тонн в многоразовом варианте на низкую орбиту. Так написано официально. Что запускать? На всей Земле нет такого объема полезной нагрузки. Просто нет, ни задач, ни проектов, ни прикидок. Никто в реальности эти грузы не рассматривает как реальную перспективу в ближайшие десятилетия. Остаются только Starlink и прочий треш «многоспутниковых группировок». И марсианские мифические экспедиции. За которыми пока нет ничего кроме рекламных роликов. Это также из «полосы препятствий» проекта. Бизнес-план проекта Starship выглядит как творение любопытного пятиклассника, дорвавшегося до ChatGPT. Впечатляет и удивляет, но не толкает доставать кошелек и планировать свой бизнес и жизнь под эти планы. В конце маршрута проект упирается (при условии прохождения предыдущих этапов) в бассейн с банкирами- крокодилами. Денег под эту авантюру не дадут. Маск и сам понимает, поэтому делает Starlink с мифическими 50 млр прибыли за «интернет с орбиты». |