edgeways.ru
|
|
Когда и сколько было вставлено веков в мировую хронологию. Часть 1 Пользователь: scaliger (IP-адрес скрыт) Дата: 29, May, 2020 21:08 В статье о странностях трактата Альберти было показано, что этот ученый эпохи Возрождения опирался исключительно на античных авторов, а средневековые ему были просто неизвестны. После написания данного материала возник закономерный вопрос: а может, вся проблема в Альберти, а у других авторов, его современников никаких странностей в их работах нет?
Чтобы убедиться, что данный случай не уникальный, я аналогичным образом проанализировал ряд сочинений других итальянских гуманистов. И забегая вперед, скажу, что у них картина аналогичная. Но данная статья не только об этом, но и том, как же так все это получилось. А конкретно - когда и сколько веков было вставлено в глобальную хронологию, чтобы у ренессансных авторов сложились такие странные представления об истории. Итак, для анализа были отобраны работы итальянских гуманистов XV века, темы которых не были привязаны к какой-то конкретной эпохе и в которых было много отсылок к историческим личностям. Естественно, объем литературы, подпадающий под такие требования, большой, но я ограничился несколькими сочинениями, поскольку для понимания проблемы этого достаточно. Вот эти рассмотренные работы: - Аламанно Ринуччини (1426-1499), «Диалог о свободе»; - Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), «Письмо к Эрмолао Барбаро» и «О сущем и едином»; - Джованни Понтано (1426-1503), «Государь»; - Донато Аччайуоли (1429-1478), «Речь о справедливости»; - Кристофоро Ландино (1424-1498), «Речь на похоронах Донато Аччайуоли»; - Лоренцо Валла (1407-1457), «Предисловие к шести книгам «Элеганций»; - Поджо Браччолини (1380-1459), «Застольный спор о жадности»; - Франческо Филельфо (1398-1481), «Флорентийские беседы об изгнании. Книга третья: о бедности». Вся масса имен, упоминаемая в данных работах, относится либо к эпохе Возрождения, либо к Античности и более древнему времени. Из средних веков - за редким исключением практически никого. Для более объективной картины списки имен, полученные по каждому автору, были суммированы. К ним также был добавлен перечень, полученный из анализа трактата Альберти. В результате получился список, состоящий из 375 имен различных исторических персонажей (полный список дан в Приложении). Распределение этих людей по векам выглядит следующим образом: На графике хорошо видно, что с V по XII века включительно существует информационный провал, который, по идее, как раз и демонстрирует хронологическую вставку, длина которой составляет ни много ни мало целых восемь веков. Однако для такого точного утверждения о вставленных веках просто наличия графика недостаточно. Анализ содержания этих и других работ итальянских гуманистов позволяет сделать несколько выводов. 1) В XV веке исправленная, удлиненная, то есть современная, хронология уже существовала, так как некоторые авторы опираются исключительно на нее. Никаких других хронологий никто не упоминает. 2) Возможно, что удлиненная хронология существовала уже в XIV веке, так как соответствующие ей датировки встречаются в разных местах у Петрарки (1304-1374). 3) На то, что информационный провал, видимый на вышеприведенном графике, являет собой фантомные века, то есть века, которых никогда не было, которые были выдуманы и добавлены позже в мировую историю, указывает не только анализ списка упоминаемых личностей. Если мы задумаемся, почему гуманисты обращаются к «забытым» античным авторам, то поймем, что для этого есть только одна причина – их психологическое родство. Антик мыслит и чувствует мир так же, как представитель Ренессанса, и эта их эмоциональная близость читается во всех работах итальянских гуманистов. Очевидно, что это две схожие культуры, которые должны быть хронологически рядом. 4) Пик распределения античных имен на графике приходится на I век до н.э. и I век н.э., то есть попадает на время рождения Христа. Вряд ли такое совпадение случайно. Возможно, это лишний раз доказывает, что работа по созданию фальшивой хронологии и исправлению истории была организована римской курией. Итак, очевидно, что в хронологию была сделана многовековая вставка, примерно соответствующая средним векам. Глядя на график, можно предположить, что фальшивые века начинаются с V века и кончаются XII или XIII веками. Если мы выкинем из истории эти 8-9 никогда не существовавших веков и соединим то что осталось, то после IV века должен следовать соответственно XII или XIII. Ход истории в месте этой склейки должен получиться естественным, однако в данном случае ничего исторически не сходится: в IV веке мы видим Римскую империю, охватывающую все Средиземноморье от Атлантики до Персии, а в следующем веке – лишь какие-то ее жалкие остатки. Откуда-то появилось множество новых государств, да и сам Рим уже сам по себе, ни в какую империю не входит. Скорее всего, хронологическая вставка была другой. Поэтому отвлечемся от графика и посмотрим на проблему с другой стороны. Гуманисты возродили античную культуру, в основном это относится к литературе, искусству и наукам. Этому предшествовала полная культурная деградация, растянувшаяся на многие века. Историки считают, что такая картина развития цивилизации нормальна и люди могут обойтись без наук, искусства и книг. И хотя эта нелепая картина противоречит наукам о человеке, например психологии, допустим, что европейская цивилизация и правда много веков обходилась без всего этого. И даже оставим в стороне вопрос, с чего это вдруг она скатилась в этот мрак. Рассмотрим другую область жизнедеятельности человека – юридическое право. Если кто-то думает, что без науки и искусства жить можно, то вряд ли он скажет, что общество может жить без законов, особенно если речь идет о государстве. Нас в первую очередь интересует римское право, так как именно оно было распространено в Европе накануне ее вступления в Средневековье. Оказывается, развитие римского права в позднее время описывается все тем же волшебным словом – «возрождение». Вместе с античной философией, наукой и искусством римское право провалилось в тартарары, а потом вместе с ними возродилось. Это в Европе, естественно; в Византии все было несколько иначе. После падения Западной Римской империи на ее территории стали складываться различные королевства – готское, лангобардское и т.д. Они сначала использовали римское право, но с течением времени оно стало заменяться собственным королевским и городским законодательством. В результате Европа забыла римское право совсем. В поздние средние века про него вспомнили и постепенно – в течение нескольких веков - оно возродилось. Есть даже такой термин – рецепция римского права, что означает его принятие, усвоение в эпоху Возрождения. Вот что говорит история. «После того как около 1137 года были найдены Дигесты Юстиниана, римское право как бы воскресло к новой жизни» [4, с. 516]. «Центрами возрождения применения римского права стали Южная Франция и Северная Италия» [6, с. 240]. Это XII век, а в Германии о римском праве «вспомнили» только в XIV веке, а приняли его еще позже. «В конце XV в. Дигесты Юстиниана, обработанные с учетом потребностей времени, были признаны руководящим источником права для учрежденного в 1495 году Высшего имперского суда. В XVI в. римское пандектное право получает авторитет имперского закона» [5, с. 422]. Почему же в Германии, то есть в Священной Римской империи, римское право появилось лишь в XIV-XV веках, если империя эта существовала с X века? Получается, что римские императоры, считавшие себя наследниками Древней Римской империи, о самом римском праве в течение пяти веков ничего не знали? Во Франции рецепция римского права имела свою особенность. Там о Кодексе Юстиниана, на основе которого возрождалось римское право, вообще ничего не слышали. «Благодаря итальянским ученым право Юстиниана проникло и во Францию, где раньше знали только кодекс Феодосия» [4, с. 516]. История возрождения римского законодательства представляет собой довольно странную картину. Речь не о самом факте вытаскивания его из темноты многовекового забвения, а о хронологии возрождения. Если римское право воскресили в Италии и Франции в XII веке, то почему в самой Римской империи это сделали лишь спустя два века? Не имеем ли мы здесь указание на то, что никакого XII века в реальности не было, а все произошло в XIV веке, во всей Европе более или менее одновременно? Чтобы познакомиться с реальной картиной того, как и какое применялось право в эпоху Возрождения в Римской империи, обратимся к конкретному историческому примеру. В качестве такого рассмотрим известный судебный процесс над Мигелем Серветом. Продолжение следует. Использованная литература: 1. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). Под ред. Л.М. Брагиной. М., 1985. 2. Petrarca. Epistolae de rebus familiaribus et variae. I p. Fracassetti, Florence, 1859. 3. Петрарка. Автобиография. Исповедь. Сонеты. М., 1915. 4. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения о духе законов. 5. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 2004. 6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1. М., 2000. : Козлов Евгений, mmv13, wlad, Palex |