edgeways.ru
|
|
Отв: лапша на ушах 8-ми классников Пользователь: gogasy (IP-адрес скрыт) Дата: 01, August, 2016 21:36 Открываем учебник Физики для 8-го класса (1973) братьев? Кикоиных на стр 155.
приведёна задача с велосипедистом, решение которой так жаждал получить от меня Эдуард. мы видим мутные рассуждения о действии неких сил упругости и сил трения, которые противодействуют силе тяжести и якобы удерживают велосипедиста от падения. Но точки приложения этих сил разные - точка контакта (А) колеса с дорогой находится на радиусе R (не обозначен) и имеет скорость V (используемую для расчёта центростремительного ускорения), а центр тяжести велосипедиста движется по радиусу r (который меньше R на L*cosa, где L высота центра тяжести велосипедиста) с меньшей скоростью. Лёгким движением руки авторы виртуозно переносят силы трения возникающие в точке А в точку центра тяжести (где другая скорость и радиус движения), не заморачиваясь особыми оговорками, и вводят вектор Q слабо поддающийся осмыслению. Более того, изображенное направление сил F и mg усиливают опрокидывающий момент В этом примере наглядно проявляется ошибочность применения понятия центростремительное ускорение, которое якобы возникает в месте контакта с дорогой от воздействия сил трения и через неоговоренные плечи передаётся на центр тяжести. Для неокрепшего ума 8-ми классников решение данной задачи должно было выглядеть следующим образом: На центр тяжести велосипедиста действуют две силы - сила тяжести mg и центробежная сила mv2/r Используя правило равновесия тел с закреплённой осью из параграфа 66 того же учебника (в этом вопросе Телло должен быть виртуозом по высшему образованию), вычисляем угол a из выражения tg a = Fцб/Fmg Делаем оговорку, что данное решение получено при пренебрежением разностью положения точки центра тяжести и точки контакта колёс с дорогой (хотя именно за счёт этой разности и появляется опрокидывающий момент).. если надо учесть эту разность, то следует пересчитать скорость в точке контакта на скорость ЦТ через cos a/ : Турист |