б Пользователь: elcano
(IP-адрес скрыт)
Дата: 27, September, 2015 11:26
Из заключения приведенного Брюсом Велде.
«Как следует из краткого исторического исследования, зеркала и оконные стекла Зеркальной галереи Версаля, производились в процессе выдувания стекла, а не путем литья на чугунный стол.
Размер зеркал подтверждает это, в том, что они имеют размер примерно около 80 см или 33 дюйма, эти размеры рассматривались как маленькие в королевских указах конца семнадцатого века.
Состав большинства из стекол и всех проанализированных зеркал, соответствует смешано-щелочному типу, вероятно, с использованием водорослей, как источник для щелочного агента.
Существование фабрики по производству плоского зеркального стекла в Турлавиле (Tourlaville) на канале, которая была частью предприятия, которому даровано право на производство маленьких зеркал после установки в галерее, фабрика, которая была в союзе с парижским производственным участком, давшим Королевскую привилегию для производства зеркал на время установки в Зеркальной галерее, позволяет сделать вывод, что первоначальное производство зеркал, учрежденное Кольбером в 1665 было не в состоянии производить высококачественные панели и зеркала из традиционных венецианских материалов, как это предполагалось в их патенте. Аннексия производства в Турлавиле парижской группой де Банье только для установки стекла в Версальском замке вполне может означать, что завод в Нормандии делал лучшую работу по производству этих объектов, чем делал его парижский коллега, даже после 17 лет усилий. Развитие производства под названием Сен-Гобен было довольно поздним по отношению к эпизоду установки зеркал в большом зале. .
Несколько составов, подобные венецианской традиции, могли быть сделаны на старом заводе в Париже, или, возможно, были заменами проведенными в восемнадцатом веке.
Похоже, химические анализы стеклянных предметов можно использовать время от времени, чтобы проверить и уточнить исторические записи, касающиеся происхождения и эволюции некоторых производственных процессов».
А на основе анализа химического состава зеркал Брюс Велде делает следующие выводы.
«Представляется, что образцы, проанализированные здесь из большого зала зеркал, имели состав и, следовательно, производство, не получившее широкого распространения во Франции во время их установки в Версале. В таком случае, откуда используемый щелочной агент пришел?
Можно посмотреть на другую сторону Ла-Манша, где Дангворт (смотри ваше) сообщает составы (тип 2) с места производства стекла, которые очень похожи на образцы Версаля. Они датируются археологически около 1680 года.
Здесь источником соды или щелочного агента была морская водоросль. Хотон (Houghton) пишет в 1696 году, что на юго-западе Англии (Кент) стекло делалось из золы келпа, среди других плавней. Годфри цитирует знаменитого производителя стекла семнадцатого века, Джорджа Манселла, котроый говорил, что водоросли были использованы в стекольном производстве в Англии и Шотландии. Следовательно, казалось бы, через сходство состава, смешанный щелочной состав, найденный в образцах из Версаля, может также быть связан с использованием морских водорослей, или варека- местное французское название».
(Время появления келпа в стеклоделии Англии рассмотрено выше, но во Францию и Англию эта технология производства пришла, вероятно, из Венеции. Ниже это будет более подробно рассмотрено).
«Это усилило бы связь Турлавиля, где стекольный завод, основанный в 1653 году, производил зеркала. Он был присоединен к парижской зеркальной компании около 1683. Источником щелочной, составляющей части его производства, как представляется, были варек (или келп) в соответствии с жалобой местных фермеров, которые утверждали, что производство стекла использует слишком много этого ресурса, который был важной составляющей подкормки для сельского хозяйства области. Зола, полученная из этих материалов, направлялась также в Париж и могла попадать в отливки листового стекла на заводе в Сен-Гобене (Айн), созданном уже после установки зеркал в Версале.
Затем, с достаточной уверенностью, можно сделать вывод, что большая часть стекла в Зеркальной галерее была смешанного щелочного типа, с источником щелочного агента для слияния, скорее всего, морские водоросли или варек. Тридцать образцов имели тип щелочного состава, практиковавшегося в Венеции и в других местах в то время, и вполне мог исходить из первоначального производства в Париже, где этот щелочной агент указывался в письменных патентах на производство в 1665 году».
Как видим, Б. Велде, на основе анализа химического состава стекла из Зеркальной галереи Версаля, приходит к выводу об использовании морских водорослей при производстве нового типа стекла во Франции. Но он полагает, что использование золы водорослей вместо бариллы (а может вместе с ней) впервые появилось в Англии. Однако имеющееся сообщение из Венеции, возможно потребует серьезного пересмотра методов производства стекла в Венеции и появления новой технологии во Франции.
Казалось бы, причем здесь мыло? Но смотрим сообщение английских путешественников Джона Рея и Филипа Скиппона, которые в 1663 году были в Венеции.
«Тот же господин показал нам также весь процесс изготовления венецианского мыла, которое очень хорошее и ничуть не хуже кастильского. Оно делается из лучшего оливкового масла и щелока.
Щелок делается таким образом: берется зола Кали, сделанная в Испании, в Англии она известна под названием барилла (Beriglia) две трети, келпа т.е. золы обычных морских водорослей одну треть. Эту золу они разрушают на мелкие кусочки деревянным или обычным молотком, и хорошо смешивают вместе. Сделав так, они помещают все это в мельницу, такую, в какой мы мелем яблоки, чтобы делать сидр (Cyder) и растирают все в порошок, а затем просеивают его. Этот порошок они смешиваются с небольшим количеством гашеной извести, и делают все это в виде шариков, которые они вкладывают в рассол или корыто, и льют на них воду, чтобы сделать щелок. Котлы, в которых они кипятят мыло, очень большие.
Низ котла представляет собой медный сосуд, но стороны состоят из камней сцементированных вместе, связанных железными обручами, и закрываемый на крышку из древесины. В эти котлы они помещают большое количество масла, это может быть одна третья часть меры, больше или меньше, как им заблагорассудится: затем они заполняют их щелоком и разводят под ними огонь, добиваясь, чтобы все постоянно кипело; когда щелок выкипит, котлы наполняют новым, пока все масло не израсходуется или не выкипит.
В виду того, что масло, объединяя себя с солью щелока, постоянно поднимается вверх в виде накипи или пены, которая постепенно растет все гуще и гуще, и, по причине холода в воздухе, конденсируется в то, что мы называем мылом. Это накипь продолжает расти до тех пор, пока существует какое – либо масло, оставшееся в сосудах; крем (cremor) или слой мыла становится еще толще. Те, которые практикуются, могут сказать по запаху, когда все масло выкипело. Щелок они составляют достаточно сильный, поскольку он должен нести яйцо.
Этот щелок они делают из морской воды; но они сказали нам, что могли бы, также делать его из свежей воды.
Чтобы ускорить производство щелока, они берут некоторое количество кипящего щелока из котлов; для этой цели имеется труба, которая выходит из котла в области щелока, посредством чего они выпускают кипящий щелок в корыто; и это, вместе с холодной водой, наливают на золу, чтобы способствовать разделению соли.
Когда масло выкипит полностью, они позволяют всему охладиться и снимают крем или слой мыла с жидкой поверхности, размазывают его на полу и разглаживают его, и там дают ему высохнуть в слой более чем толщина кирпичей. Когда мыло высохнет, то его обрезают по длине и ширине в продолговатые параллелограммы, или фигуру продолговатых кирпичей, имеющиеся вмятины на границах обрезают. Сделав это, они очищают куски от любых примесей, которые могут прилипать к мылу на нижней части слоя (на полу разбрасывается порошкообразная известь опилками, чтобы препятствовать прилипанию мыла к полу) и запускают его по плоскости, чтобы сгладить стороны. Эти большие куски они разделяют на меньшие и запечатывают их печатью.
Причина, почему они смешивают келп с бариллой в том, что барилла одна делает мыло слишком мягким, а келп в одиночку слишком хрупким.
Для окрашивания мыла в зеленый цвет, они берут сок свеклы, хорошее количество, и кладут его в котел со щелоком и маслом. Немцы желают иметь такую расцветку; и, возможно, селитру, которая в этом соке может добавить энергию в мыло. Огонь поддерживается постоянно горящим, а жидкость кипящей до тех пор, пока работа не будет закончена».
Первое удивительное наблюдение: щелок для мыла на основе бариллы (из сухопутного приморского растения) и келпа (из морской водоросли) в Венеции! Вероятность, что производители стекла на Мурано не знали о таком щелоке, стремится к нулю. Однако все рецепты производства венецианского стекла, упоминаемые современными специалистами, содержат либо бариллу, либо ближневосточные аналоги и даже про использование саликорнии, растущей в окрестностях Венеции, упоминается совсем предположительно.
А вот келп (варек во французском варианте), который практически сделал переворот в производстве оконного стекла, проявляется в районе 1650 года в Нормандии. Но совершенно не ясно, каким образом и кто впервые применил келп для производства стекла?