Вот что пишет Христофер Меррет (1615-1695), вот такое дополнение он дает в своем переводе книги «Об искусстве стеклоделия», которая была опубликована во Флоренции в 1612 Антонио Нери (1576-1614).
«Келп так называется от Кали и горшечной золы, используется для изготовления кристаллинового стекла. Келп, главным образом, делается из морских растений, которые мы называем морские - ремни или кружева, и об его использовании смотри Иоганн Баухин книга 39 часть 2 – «История растений». Алга узколистная стеклопроизводителей (Alga angustifolia vitrariorum), которая сохраняет влажность сразу после сбора, потом показывает тем не менее после длительного хранения белую соль на поверхности листьев.
Маттиоли в комментариях к Диоскориду называет ее Алга обычная венецианская ( Algam vulgarem Venetorum), не только по той предыдущей причине, но и потому, что венецианцы закутывают свои стекла в нее, когда направляют их во внешний мир. Эти водоросли, когда море бурное, то со скал уносится морская трава (scopulis inlisa refunditur Alga), как говорит Вергилий, выбрасываются и рассеиваются по скалам в большом изобилии, а также на берегу, где местные жители, совместно, летом сгребают и сушат их, также как они делают сено, подвергая солнцу и ветру. И таким образом переворачивают их по мере того как они сохнут, пока они не будут готовы, чтобы гореть, и делают из нее золу, которую называют келп, которую используют также как алум при производстве стекла. И используется не только одна эта водоросль, хотя очень изобилующая во всех наших морях, но и все другие алга (Algas), фокус (focus) и кверикус марина (Quercus marina) и другие морские растения, все которые изобилуют солью».
Книга Х. Меррета вышла в 1662 году, и как видим из вышеприведенной цитаты, к этому времени уже известно применение келпа для производства стекла. И самое примечательное в данной цитате: оказывается алга была хорошо известна венецианским стеклоделам в XVI веке, но только в виде упаковочного материала. То есть эта водоросль собиралась и сушилась венецианцами, а сено использовалось для упаковки стекла. Вероятность, что сено использовалось только для упаковки и не использовалось, например, для сжигания в печи очень малая!
На сегодня вопрос о начале применения морских водорослей в стеклоделии остается открытым, требуется исследование венецианского производства зеркал!
В своей работе «Заказы зеркальных стекол для Версаля в XVII и XVIII века» Морис Амон дает несколько примечательных фактов, которых нет в других работах.
«Королевская мануфактура по производству стекол и зеркал, созданная в 1665 году, выделывала с 1668 года необработанное зеркальное стекло на зеркальной фабрике в Турлавиле, недалеко от Шербура, купленной у своих эксплуатантов, Лукасом Неу (Nehou) и перестроенная заново. Такое решение было принято Кольбером и компаньонами по зеркальному стеклу после очень недолговременного эпизода применения венецианских перебежчиков в Предместье Сент-Антуан, с 1665 по 1667. Производство бывшее в эксплуатация, в руках дворян-стекольщиков уже по крайней мере с XVI в., в Турлавиле было вновь запущено в середине XVII в. и производило – значительное исключение для Нормандии – от зеркального стекла до красивого прозрачного стекла, выдутого в форме цилиндра. Еще одна особенность Турлавиля была, из-за его расположения, использование соды варека в своих составах. Документы, 1660-е годы, показывают, однако, что сода и стеклобой могли поступать из портов Барфлер и Шербур.
(Анализ показывает, что производилось лунное стекло, а не разрезался цилиндр.)
Королевская Фабрика, сохраняя Турлавиль для выдувания, действительно пополнилась в 1693 году, вторым учреждением в Сен-Гобене, которое осуществляло новый способ литья и поддерживало выдувание стекла до 1763 года, запасаясь содой в Испании, очень близкой к расходным материалам в Венеции. Шесть фрагментов, наконец, высокой чистоты, - замены XIX-ого или XX-ого века, подтверждающие все наблюдения, высказанные до сих пор.
Другим важным наблюдением является это толщина зеркального стекла. Она различаются в соответствии с образцами, но большая часть скошенных фрагментов показывает, что средняя толщина 5 мм, неравномерно (от 4,7 до 5,4 мм), этот последний пункт, указывает на особенность процесса выдувного формования. Наконец, благодаря присутствующим многочисленным граффити, обе группы состава оказываются предшествующими 1720 году».
Посмотрим, каковы размеры стекла зеркал в Версале, информация разбросана по различным источникам. Наиболее полная информация приводится в книге Жоан Дежан «Сущность стиля: Как французы изобрели Высокую моду, Вкусную еду, Шикарные кафе, Стиль, Изысканность и гламур».
Стр 188.
«Семнадцать экстравагантно огромных пространств зеркального стекла (каждое размером около восемнадцати футов в высоту и более шести с половиной футов в ширину) с закругленными вершинами превращали галерею в расширенные аркады света, которые с самого начала ярко освещали любого посещавшего дворец короля-солнце. В каждой из арочных ниш располагалось 21 зеркало, и в этих огромных зеркальных структурах отражались большие сводчатые окна, выходившие в сад».
Стр. 192.
«Каждая из семнадцати зеркальных арочных ниш содержала не четыре, а двадцать одну панель: вверху три полукруглые, затем три небольших прямоугольных, и ниже, пятнадцать дополнительных панелей, каждая размером двадцать шесть на тридцать четыре дюйма, всего было 357 зеркал».
Стр. 194.
«Английский врач Мартин Листер описал как основной момент в своей поездке в Париж в 1698 году, свой визит туда, что он назвал Дом Стекла(The Glass House) и особенно возможность посмотреть на рабочих, полировавших " зеркало 88 дюймов в длину и 48 дюймов в ширину". Вследствие новой технологии , размер максимально возможных зеркал стал более чем в два раза больше, чем в начале царствования Людовика XIV.
Рядом с таким зеркалом, те двадцать шесть на тридцать четыре дюйма зеркала в Зеркальном зале должно были казаться незначительными».
В другой своей более поздней книге «Эпоха Комфорт: когда Париж открыл современную одежду и начало современного дома». Жоан Дежан сообщает нам:
«К середине семнадцатого века, оконное стекло стало нормой во Франции, хотя оно было далеко от того, что мы теперь знаем: множество очень маленьких квадратов стекла устанавливались в свинцовых рамках. Год постройки Фарфорового Трианона, 1673, был вехой в истории бытовой архитектуры еще другого направления: он ознаменовал начало конца маленьких окон. Когда французская Королевская академия архитектуры встретилась 26 июля 1673 г., то ее члены критиковали Палладио за использование окон, которые были "слишком маленькими и узкими, чтобы удовлетворить нас сегодня, когда каждый пытается получить как можно больше света в помещения, как это возможно"
Вскоре после этого, дизайн догнал свое новое желание. Когда большие панели литого стекла стали доступны, было создано современное окно. Для некоторых, это развитие было так ослепительно, что до сих пор легендарны просторы Версаля из зеркального стекла.
В 1687 году Тессин осматривал Версаль. Когда он посетил один из дворцов со множеством достопримечательностей, государственные палаты, его внимание было привлечено первоначально не к великолепию, как следовало ожидать, знаменитых картин, мебели из цельного серебра, но к окнам. Он воскликнул от изумления, что “на всем протяжении этих комнат, окна поднимаются вверх от паркетного пола до потолка”. Тессин задерживался у каждой детали, касающейся этих волшебных окон – их замысловатыми коваными системами закрытия, позолотой на дереве между панелями – и только позже руки дошли до картин, почти как запоздалая мысль. Его логику легко понять. Мир видел много старых полотен мастеров, но эти огромные окна – сегодня известные соответствующим образом, как французские окна или французские двери – были настоящим откровением.
Французские окна сразу победили всех архитекторов своей полезностью в век комфорта. Уже в 1690-х годах Пьер Буллет, создавший особняки Кроза и Эвре на Вандомской площади, начал настаивать на точных видах и размерах стекла для всех своих проектов. И в 1703 году, Кронстрём пишет Тессину, что “крошечные, квадратные окошки” теперь ушли в прошлое, поскольку архитекторы не могли больше понять, как “любой желающий мог продолжать следовать за итальянским стилем.”
(Никодемус Тессин— имя двух шведских архитекторов, отца (1615—1681) и сына (1654—1728), которые создали скандинавское барокко — самую сдержанную, лаконичную разновидность этого стиля, основанную на освоении наследия Мансара и Бернини.
Дэниел Кронстрем (1655–1719) шведский архитектор, работавший в стиле барокко под влиянием французского стиля Людовика XIV. )
В считанные десятилетия, потому что новоявленные богачи могли позволить себе такие услуги, которые ранее можно было встретить лишь в королевских дворцах, совершенно современное окно вышло на сцену. С рубежа восемнадцатого века, все технологии – система, которая позволяла открывать или закрывать большое окно одним телодвижением, например (Меркурий Галант сообщал о том же)— использовалась до изобретений конца XIX века.
И в то время как в середине семнадцатого века “большая” стеклянная панель было размером пять-шесть квадратных дюймов, то к концу века она упоминается как “малая” панель, а все любители комфортной жизни желали только больших стеклянных панелей.
( 2 Х 3 дюйма или 5 Х 7,5 см примерно)
Посмотрите на образ модного Парижский магазин в 1690-х годах. Владелец магазина использует большие комфортные кресла и большие окна, чтобы дать своим клиентам опыт роскоши.
По 1720 год, в наличии были панели шестнадцати квадратных дюймов – мадам ла Дюшес была одной из первых установивших их – а примерно в середине века используются уже панели девятнадцать на двадцать дюймов или даже двадцать на двадцать три».
Здесь можно остановиться и подвести некоторые итоги. В кратком изложении имеем: когда, где и как появилось лунное стекло и большие стеклянные панели прозрачного стекла.
Переворот в видении мира из окна, произошедший за 50 (пятьдесят) лет!
1653 год – в Турлавиле в Нормандии построен завод по производству стекла, работал он, вероятно, на местном сырье, в качестве соды использовался новый материал, зола морских растений возможно с добавлением испанской бариллы.
1656 год – производство работает, первое стекло для церкви королевы Анны Астрийской в Валь-де-Грас Парижа.
1656 – 1672 год. Стекло экспортируется в Англию и Нижние страны.
1665 - Создание Кольбером королевской мануфактуры зеркал и других объектов
1668 - Необработанное зеркальное стекло производится на зеркальной фабрике в Турлавиле.
1673 год. Первое описание лунного стекла Франсуа Блонделем и заключение Французской академии о новах стеклах.
1682 -Первые зеркала размещены в Зеркальной галереи Версаля.
1688 – Запатентован процесс литья стекла.