edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
ФРАНЦУЗСКАЯ МОДА С КАРТИНКАМИ. Пользователь: elcano (IP-адрес скрыт) Дата: 01, March, 2016 00:03 ФРАНЦУЗСКАЯ МОДА С КАРТИНКАМИ.
Начнем, пожалуй, с современных окон в Кунсткамере. Верхние окна имеют 24 стекла если не считать стекла в верхнем полукруге, нижние 16. Типичный французский стиль времен Людовики XIV, Хотя и в современном исполнении. Для сравнения смотрим современный вид «Мраморного двора» в Версале. Здесь видны в основном окна без арки, но по центру есть и окна с аркой. А теперь смотрим гравюру Кунсткамеры 1741 года. Здесь окна на 16 стекол, но без арки, то есть близки к окнам Мраморном дворе, хотя там они на 32 стекла. Сами гравюры и о них можно видеть вот здесь.
[loveki.ru] Выше уже приведена гравюра, а вот увеличенный фрагмент из этой гравюры. Профиль галереи и первой залы с курьёзными вещами на втором апартаменте на восток. Здесь показано распашное окно, в правом нижнем углу, хотя в то время в России использовали и вертикально подъемные окна, на манер английских саш-окон. Посмотрев на окна из лунного стекла, послушаем древних. Приведу несколько цитат из книги: «Внутренний быт Русского государства с 17-го октября 1740 по 25-е ноября 1741 года, по документам, хранящимся в Московском архиве министерства юстиции. Книга первая. Верховная власть и императорский дом». Москва. 1880.
13 х 12 дюймов = 32,6 х 30,5 см (1 рама 12 стекол, вероятно, вариант половины окна кунсткамеры, 4 на 3 стекла или 3 на 4 если саш?). Стекла еще называются «ямбургскими», хотя к этому времени заводы вроде переведены в другое место.
Здесь размер стекол 30,5 см х 25,4 см, немного меньше чем для кирхи, но по количеству, стекол значительно больше. В данном случае имеем окно, подобное окнам дворца на Мраморном дворе. Четыре стекла в ширину и восемь в высоту. Очень интересно замечание о французской замазке, но из местных материалов! Вот состав французской оконной замазки, из книги «Золотая книжка, или, Собрание новых, доказанных, легких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искусственных действий к пользе и удовольствию каждого», изданная Августом Вицманом, часть III, в Санктпетербурге, 1799 года, стр.65.
Очень четко просматривается французское влияние и мода. Здесь следует повториться. И хотя лунное стекло в России научились производить еще в первой половине XVIII в., и в тоже время получали его по импорту, этого количества стекла не хватало, возможно, из-за дороговизны, для массового остекления жилых помещений. Еще продолжали активно использовать слюдяные оконницы. Одной из причин дороговизны лунного стекла была необходимость получения соды из-за рубежа. Во второй половине XVIII в., в России перешли на производство оконного стекла на основе богемской технологии, при этом все сырьевые материалы песок, поташ и известь были местного производства, что значительно понизило цену стекла, и началось более массовое остекление жилищ. Данный переход хорошо подмечен специалистами реставраторами, хотя они и не отмечают причин перехода. Смотрим книгу «Реставрация памятников архитектуры». М., 2000. Авторы: Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М.
Как не странно, но специалисты похоже не замечают стекол на французский манер, период их существования достаточно небольшой, порядка 40-50 лет, но это время производства лунного стекла в России. А вот в Англии лунное стекло делали почти 150 лет и форма окон до сих пор остается на французский манер. : Навигатор, vava |