Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика.
|
|
Отв: Уточнение по религиозно-общинному вопросу Пользователь: Феликс (IP-адрес скрыт) Дата: 16, October, 2009 09:22 Есть интересные наблюдения и по староверческому возрождению.
Примечательно, что если белокриницкие и поморцы имеют тенденцию принимать интеллигентский, городской характер, то редкие пока что случаи омоложения общин часовенных связаны с хозяйственной деятельностью — созданием кооперативов и фермерских хозяйств. Примечательно, что в возрождении староверия очень велика роль высокообразованных людей, кандидатов наук. Староверы сегодня единственная сколько-то организованная сила, принципиальные позиции которой противостоят нынешним тенденциям нравственного распада России. Причем наиболее активно возрождают свою систему общин, институты централизованного управления и координации староверы-поморцы. То самое староверческое течение, с опорой на хозяйственную активность которого(олонецкие заводы, Демидов) Петр создавал империю. Сейчас появляется значительный интерес к феномену старообрядческого предпринимательства в России 18 - начала 20 века. Изучается опыт "солидарности капиталов" различных староверов-предпринимателей(даже из разных общин-согласий). Изучается феномен фактически коллективной собственности общин под маской легального частного предпринимательства. И этот опыт наверняка будет использован, как только молодые силы староверческих общин окажутся достаточными для этого. Одновременно наблюдается дрейф самого староверия. Те молодые и образованные люди, силами которых возрождается староверие, понимают практическую невозможность возврата к нормативной обрядовой и бытовой строгости прежнего староверия. Поэтому происходит пересмотр сущности староверческой традиции. В анализах современного староверчества почти напрочь отстутствуют вопросы сугубо церковного характера, зато подчеркиваются человеческие, этические ценностные ориентиры староверия. В этом смысле возможности староверия гораздо шире, чем у ортодоксального православия РПЦ, где за догматикой стоят большие силы. У староверия, кстати, есть серьезные основания стать ядрами конденсации нравственно здоровых или стремящихся к оздоровлению нерелигиозных сил общества. Крещение у староверов происходит не при рождении, а тогда, когда человек дозрел до крещения, понял и принял суть веры. В хозяйственных ячейках вокруг староверческого ядра поэтому вполне могут в большом количестве быть люди, соединенные с общиной этическими принципами коллективизма, взаимного доверия и ответственности, нравственной чистоты, солидарного мужества перед трудностями. Добавление к этому перечню патриотизма и желания бороться с негативными тенденциями современной России средствами экономической борьбы способно превратить староверие фактически в партию национального возрождения. : Palex |