Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика.
|
|
Сверхновая парадигма. Вынужденный труд. Пользователь: Pokrovsky (IP-адрес скрыт) Дата: 17, October, 2009 21:46 В обыденности мы знаем, что слишком часто работа, труд никак не связаны с сознательным творчеством, сознательным участием в реализации какого-либо проекта мироустройства.
Люди работают нередко принудительно. Под угрозой смерти или наказания. Наемный труд классических марксовых пролетариев - это труд под угрозой голодной смерти, собственной и/или семьи. Современный наемный труд также в огромном большинстве случаев является трудом вынужденным. Он выступает как источник средств к существованию, как ступенька карьеры. В хорошем варианте - исполнение профессионального долга. В этом случае человек своими усилиями, если не созидает, то сохраняет мироустройство(или часть мироустройства), с которым согласен, которое отвечает его представлениям о правильном. В классическом примере таможенник Верещагин чужд Советской власти, но за державу, которую грабят, - обидно. Поскольку труд вынужденный, а само понятие труда уже стало скрыто святым, вынужденность труда вступает в противоречие с отношением к труду как к некоторой святыне. Возникает диссонанс. Скрытый душевный или выливающийся в открытые вооруженные формы бунт против вынужденности труда. Но при этом даже в первобытных обществах, свободный, по своему волеизъявлению труд - редкость. Для этого надо стать изобреттателем чего-то ужасно нового, ужасно полезного, легко реализуемого и легко запускаемого в регулярное производство. Стеклянные бусы для дикарей - очень хроший пример. Но реально полезных для всего общества идей - мало. Их и не должно быть много. А потому для большинства народа труд оказывается вынужденным: необходимостью поддерживать существование, принуждением со стороны вышестоящих. Но есть просвет. Вышестоящие могут принуждать к такому труду, который несет очевидные блага: улучшает условия существования, спасает от неминуемой гибели, спасает от страхов. И человек, работающий вынужденно, несвободно, - осознает высшую ценность такого своего вынужденного труда. Своим трудом он вместе с равными и руководящими - спасает себя и своих близких от гибели(типа: в результате нашествия врагов, саранчи, в результате заморозков и иных причин неурожая). Любой социальный проект, нацеленный на изменение образа жизни, это в конце концов проект "лучезарного царства". "Лучезарное царство" - суть проект, в котором даже подчиненый труд приобретает важный смысл, подчеркивающий его святость. Придающий ему важный смысл. Причем на стадии, когда проект еще только проект, это должно быть очевидно большинству. Основоположники марксизма это тоже отметили. Класс, который претендует на власть, выражает свои интересы так, что они выглядят как интересы абсолютного большинства. Мы это уточняем. У нас сложности с классами, поскольку типичный трудящийся сегодня - продавец, официант, офисный бездельник, бармен или грузчик. Мы не можем сейчас гарантировать этому бармену или офисному бездельнику его существование в прежнем качестве. не можем гарантировать ему, что его навыки перекладывать бумажки или смешивать коктейли будут и далее востребованы. Скорее всего - наоборот. Уровень жизни бармена и офисного бездельника, скорее всего, снизится. Но - ему это будет надо! Потому, что его вовлекут в работу, в которой он себя будет чувствовать человеком. Священный труд которого будет посвящен не низменным, а тоже вполне благородным и святым целям. Это - к вопросу о том, каким должен быть Сверхновый проект. - Он должен предусматривать для людей будущего работу, которая в подчиненном варианте, главном для большинства, будет подчиняться не мизерным личным целям, не непонятным и чужим целям, а целям, которые этот труд облагораживают. |