Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика.
|
|
Важны детали. Пользователь: Око (IP-адрес скрыт) Дата: 26, November, 2009 21:27 Например, в памяти остается информационный результат, т.к. определенные алгоритмические соотношения цепочек "мотивация - образ действия - согласование", или обратные. Но сама функциональная система при отрицательном результате - если субъект осознанно не дает команду на прекращение следования выбранной ранее цели, не производит коррекцию цели или способа ее достижения, не прекращается. В том-то и весь секрет. Она продолжает повторяться до тех пор, пока результат все-таки не будет получен, или из-за постоянного перенапряжения не начнутся функциональные, а потом и органические изменения. Правда, чаще всего и в этом случае незавершенные системы не прекращаются.
Пример. Обучение язвенной болезни. Переутомленная и невротично заботливая мать часто оби¬жает непоседливого мальчика, который так некстати пристает к ней со своими желаниями. Но вид его обидевшейся физиономия каждый раз вызывает в маме сильное чувство вины, так как она «не должна» так невоздержанно поступать. Она заглаживает вину тем, что дает реьенку что-либо вкусненькое. Если эта схема повторяется дос¬таточно часто, то происходит научение. Чему научается организм мальчика? Это нетрудно проследить. После обиды, неприятного состояния, от которого организм желает избавиться, происходит кормление, в результате которого обида проходит. Происходит двойное подкрепление: избавлением от неприятной эмоции и получением пищевого удовольствия. В ре¬зультате повторения подобных ситуаций организм привыкает реагировать на обиду пищеварительно, так как после обиды следует кормление. Эта последовательность действий, повторяясь, стано¬вится привычной и, следовательно, бессознательной, уходит от соз¬нательного контроля и действует сама. Со временем ситуация меняется. Человек вырос. На работе или в школе после того, как его обижают, уже не кормят. Но его организм сохранил обыкновение реагировать на эмоцию пищеварительно. Он добросовестно вы¬полняет свою реакцию, заполняя пустой желудок кислым и агрес¬сивным соком, предназначенным для растворения пищи. Но желу¬док пустой. К воспалению слизистой присоединяется агрессивное воздействие сока. Последствия такого обыкновения нетрудно пред¬видеть - изжоги, гастриты, язвенная болезнь. Эта грубая схема может быть дополнена разными подробностями индивидуализированных висцеральных реакций человека на стресс. А "выход из неприятностей" имеется почти всегда. Если нельзя изменить положени вещей, то можно изменить отношение к ним. Именно последнее - ключ к вопросу. |