edgeways.ru
Список форумов
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством. 
триумфальная арка и чугун
Аватарка Пользователь: Козлов Евгений (IP-адрес скрыт)
Дата: 15, July, 2015 18:40

Оригинал взят у в Москва. Триумфальная арка. Невозможное чугунное литье
История этого памятника начинается в 1814 году – на площади Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном.

Николай I пожелал, чтобы в Москве был возведен монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны. Осуществить этот замысел император поручил архитектору О. Бове. Возведение Триумфальных ворот продолжалось пять лет. 20 сентября 1837 года строительство было завершено.


Триумфальные ворота, 1883 год (кликабельно)

Триумфальная арка украшена шестью парами чугунных 12-метровых колонн, нишами, в которых располагаются фигуры русских воинов, над ними расположены горельефы, изображающие сцены изгнания французов, освобождения Москвы и пр. Над карнизами возведены статуи Победы, а вершину арки украшает Колесница Славы.


Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа

В 1936 году в ходе реконструкции площади Арку разобрали, а в 1966 году было принято решение восстановить её на Кутузовском проспекте, неподалеку от Музея-панорамы «Бородинская битва».

В середине марта 2012 года начались реставрационные работы, арку окружили строительные леса (сняты в середине июля). Сооружение отреставрировано к сентябрю 2012 года в канун празднования 200-летнего юбилея Бородинского сражения. Открытие обновленной арки состоялось 4 сентября.

Все телеканалы 16 марта обсасывали очередную культурную новость о реставрации «Триумфальной арки» в Москве. Репортёры в поиске сенсации взяли интервью у организаторов процесса и специалистов. Вскоре, забыв, что в 19 веке, когда строилась арка, Россия официально считалась «отсталой страной», они выплеснули всё, что накопали, в информационное пространство.

Главным источником сведений является глава столичного департамента культурного наследия Александр Владимирович Кибовский. Остальные специалисты, заключение которых стало предметом этой статьи, в основном остались безымянными. Приведу несколько цитат:

«Все скульптуры были отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры». (Московские новости).

Что же секретного может быть в этой технологии, и особенно утраченного? Хочу напомнить, что на дворе 21 век, и космические корабли уже бороздят просторы Солнечной системы. И если Россия в 19 веке действительно была промышленно отсталой, то чему это вдруг сегодня, могут научить нас те «пушечно-сковородочных» дел мастера? Если бы секрет касался особенностей плетения лаптей, которые давно вышли из употребления, тогда понятно – перестали носить и забыли, как делать. Но ведь чугун лили, льют и лить будут. Как смогли утратить технологию? Уже интересно…

«Скульптурные композиции отливали из чугуна, созданного по особой технологии, секрет, которой был утрачен, рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский: "Секрет чугуна, сделанного в 19 веке, раскрыть не смогли даже сегодня с учётом всех нынешних высоких технологий. Так и не удалось определить точный состав сплава…» (Вести ФМ).

То есть нас хотят убедить, что, имея образец металла, специалисты не смогли определить его химический состав? Либо Кибовский сам не владеет информацией (он всё-таки историк по образованию, а не металлург), либо его неверно процитировали. Ещё десять лет назад я сам наблюдал, как подобный анализ делали в рядовой лаборатории металлургического цеха. Вся процедура тогда занимала не больше 20 минут. Любой образец, любого металла. А вот секрет самой технологии получения сплава, действительно разгадать бывает трудно.

«Что ж, только можем снять головные уборы, удивляемся и чтим память таких великих специалистов и гордимся тем, что были в нашем Отечестве такие выдающиеся скульпторы, мастера-литейщики», – отметил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Александр Кибовский…» (Телеканал «Культура»;).

Что же, нам, видимо, стоит разобраться, чем смогли удивить современных специалистов наши, якобы неграмотные предки. И, наконец, главный приз «Дилетант года» получают сотрудники телеканала НТВ:

«Все фигуры на арке отлиты из серого чугуна. Технология его создания теперь утрачена. Современным мастерам для реставрации предстоит подобрать материалы, максимально близкие по составу…» (НТВ).

То есть, как? Технология серого чугуна? Утрачена? Это того самого, который по ГОСТУ обозначается как СЧ-15, СЧ-20? Какая потеря для машиностроения!..

Как видите, трезвона было много, а, по сути, сказано мало. Мало, но достаточно, чтобы восстановить картину в первом приближении. Всё вышесказанное относится в основном к скульптурной композиции, состоящей из колесницы, запряжённой шестёркой лошадей, которыми правит богиня победы. Она венчает триумфальную арку. Композиция была отлита два века назад из чугуна и имела покрытие, которое не только защищало металл от коррозии, но и выгодно подчёркивало её пластику.

Почему реставраторов интересовал состав сплава? Да потому, что некоторые части композиции настолько разрушились, что их проще было бы отлить заново, чем собирать из кусков. Отлить из чего? Потребовался анализ материала. Думаю, что его провели и точно установили химический состав. Видимо, специалистов просто удивил результат. Вероятно, состав этого сплава отличается от привычного чугуна (сплав железа с углеродом в содержании более 2%). Это могло быть иное процентное содержание углерода, либо примеси других металлов или неметаллов. В этом случае трудно отнести сплав к применяемым традиционным маркам, то есть определить его по существующей классификации. Видимо, это и имелось в виду.


Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал

Сплав должен быть ещё и литейным, то есть иметь хорошую текучесть в расплавленном состоянии, а таких материалов вообще немного. Если вы придёте к литейщикам, и попросите их отлить очень ажурную вещь из сплава, который они первый раз видят, то вам, скорее всего, откажут. Работа трудоёмкая и кропотливая, а результат не гарантирован. Может быть, это и поставило в тупик специалистов. Но реставраторы могли бы просто попытаться заказать отливку из обычного чугуна.

Скорее всего, так и поступили. Но когда стали задавать вопросы специалистам, то оказалось, что сегодня это сделать невозможно по другим причинам. По заявлениям в прессе, скульптура Богини Победы весит 4 тонны. Это говорит о том, что она пустотелая, и стенки очень тонкие. Сравните её с Царь пушкой. Не обращайте внимания на двух статистов с нижнего рисунка. Они там – как мерка, для определения диапазона роста человека обыкновенного – один жердяй (187 см.), другой – совсем низенький (162 см). Они должны по правде отличаться на целую голову, но один из них, видимо, встал на цыпочки. Итак, видно, что габариты отливок не сильно отличаются, но Царь пушка, сама будучи пустотелой со стенками толщиной 15 см, весит около 40 тонн (только пушка без лафета). К этому можно добавить цитату из репортажа с 1 канала:

«”Металл шириной с палец потом становится с полпальца, и потом идёт разрушение, то же самое – этот монумент может не рассыпаться, а частями развалиться”, – поясняет директор Государственного казённого учреждения Москвы “Мосреставрация” Сергей Балясников.

Похоже, что стенки этого чугунного литья действительно очень тонкие, вероятно, порядка 1,5…3 см. Вот этого как раз и не могут сегодня повторить. Не должен чугун проливаться в такие тонкие и протяжённые полости, да ещё, давая такое прекрасное качество поверхности. Оно, конечно, можно и заполировать местами, но если литьё не обеспечивает такого качества, то всю поверхность не заполируешь. Латунь может так литься, бронза тоже, ведь у них температура кристаллизации ниже, чем у чугуна. Например, при температуре 1200ºС чугун уже не течёт, а бронза отлично проливается. Здесь, по-видимому, мы и наблюдаем результат неизвестной на сегодня технологии, которая утеряна. И это уже серьёзные факты.


Триумфальные ворота, 1931 год

Ведь что такое технология? Это не просто секрет какой-то, а целый комплекс. Для того, чтобы технология устойчиво работала, недостаточно только ушлого рукастого мужичка. Пусть он хоть десять раз мастер, хоть глаз у него алмаз. Нужны правильные материалы, подготовленные соответствующим образом. Речь о добывающей промышленности. Нужно правильное оборудование, то есть плавильные печи, дающие устойчивый результат по температуре расплава, удобные для регулярной работы и соответствующие по объёму. Наконец, нужна правильная оснастка, в нашем случае – формовочные материалы, плиты, короба и т.д. И даже если всё это без исключения имеется в наличии (сегодня-то имеется), ничего не получится без знания процессов, происходящих с металлом, и конкретной последовательности операций, а также способов формовки, сушки и т.д. Только всё это вместе является технологией.



Когда говорят об утерянной технологии, то почему-то подразумевают только последнее. Дескать, знали старые мастера, куда какое полено вовремя подсунуть. Но забывают, что без остального технология вообще невозможна. Ведь в данном случае речь вовсе не о какой-то уникальной вещице, которую исхитрились изготовить с «божьей помощью и молитвами всех святых». В первой трети 19 века шло грандиозное строительство в Петербурге и Москве. Вспомните хотя бы Исаакиевский собор. Там тоже есть аналогичное чугунное литьё. Выпуск подобных шедевров был поставлен на поток. Следует говорить о высоком уровне развития металлургической отрасли. Могли успешно лить как серийные вещи, вроде опор под колонны, так и штучные. высокохудожественные.



Сегодня, конечно, можно изобразить нечто похожее, но только соединив композицию из множества элементов, или отлив её из бронзы с более толстыми стенками, и покрасив под чугун. И вообще, полезно сравнить, что могли в 1834 году и, например, в 1966, когда Триумфальную арку решили восстановить к юбилею. Ведь она была полностью разобрана в 1936 году. В обоих случаях велась разработка проекта и строительство с нуля. Разве что большая часть литья сохранилась и была использована при восстановлении, в том числе и колесница с шестёркой лошадей.


Процесс реставрации

Итак, в 1826 году составление проекта Арки поручили архитектору Осипу Бове. В том же году он разработал и первоначальный её проект. Однако решение о новой планировке привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет. Во многом из-за нехватки средств. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого памятника.

Многие думают, что работа Бове заключалась только в создании альбома эскизов, что и так немало, учитывая художественный уровень объекта. Зато, когда речь заходит о современном проекте, то все уже представляют стопки чертежей с привязками к местности, разрезами грунта, точными размерами, обозначением коммуникаций, спецификацией материалов, расчётами и сметой.

Это представление неверно. Если вы немного порассуждаете, то сами поймёте, что и тогда весь объём работы был необходим, как и сейчас. Без всей перечисленной документации даже сметы не составить, а это важно во все времена. У Осипа Бове была другая бумага, другие карандаши, нежели у современных архитекторов, но объём работы был таким же.

В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3», руководимый В. Либсоном, в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей – точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами, вместо подлинных. Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Над возведением монумента трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. В результате, 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

То есть Осип Бове за год разработал первый проект (не факт, что менее сложный), и за два года – второй. Строители и литейщики всё это отлили и построили за 5 лет. Они не использовали, согласно общепринятому мнению, строительные краны и технологию бетона, существенно ускоряющую процесс. Строительные материалы доставляли не на 10-тонных грузовиках, а на подводах грузоподъёмностью 300 кг, что меньше в 33 раза и в 12 раз медленнее. Да ещё строительство приостанавливалось из-за недостатка финансирования. Однако, сделали за 5 лет, не очень торопясь.

Особых восхищений по поводу строительства арки в 19 веке не сохранилось. Видимо, в то время это было рядовым явлением. Зато восстановительные работы, проводимые 150 лет спустя, в описаниях выглядят едва ли не подвигом. И это притом, что основу сделали бетонной, верх арки покрыли рубероидом, отлить смогли лишь недостающие элементы, а все чугунные детали заботливо покрасили кузбасслаком (каменноугольная пыль растворённая в сольвенте).

Как сегодня утверждают специалисты, новое замечательное покрытие как раз и способствовало разрушению уникального чугунного литья, которое до этого простояло без существенных повреждений 102 года. Да и восстановлен был не весь комплекс. В новый проект не включили кордегардии, симметрично располагавшиеся ранее по обеим сторонам. Кордегардии это не те колонны, что вы видите на переднем плане, а здания с низким куполом и колоннадой, стоящие слева и справа от самой арки. В изначальном проекте кордегардии соединялись с аркой ажурной, кованой решёткой.

Продержалось всё это до капитального ремонта, всего 44 года. На мой взгляд, сравнение не в пользу современности.

Может быть, современники забыли материаловедение:


Используя эту диаграмму, можно определить процентное содержание углерода и кремния для получения отливок с толщиной стенок 50 мм и необходимой микроструктурой.
Существенное влияние на образование структуры чугуна оказывает скорость охлаждения отливки, которая становится тем меньше, чем больше толщина стенки отливки. С увеличением скорости охлаждения отливки количество цементита в структуре чугуна возрастает, а с уменьшением ее в структуре чугуна увеличивается содержание графита. Поэтому при одном и том же химическом составе чугуна отливка, ,имеющая разную толщину стенок, будет иметь разную микроструктуру, а следовательно, и механические свойства.

Про чугун

Однако, самый главный вопрос до сих пор остаётся без ответа. Откуда всё это?

Московия, переросшая в Российскую империю и сделавшая своей столицей Петербург, со времён воцарения династии Романовых, только и делала, что занималась геноцидом собственного населения, и присваивала земли бывшей Тартарии. Эта социальная политика вовсе не способствовала расцвету культуры и ремёсел. Разве что в части предметов роскоши. Но те аспекты промышленности, которые мы затронули, всё же отражают её общее, базовое состояние.

Создаётся впечатление, что это экономическое богатство было приобретено вместе с присоединением, якобы диких, новых земель. Богатейшие ремесленные центры, вероятно, были захвачены на Урале и в Сибири. Новая столица была украшена остатками величия старой Империи…
Источник



(tu): Навигатор

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Откуда города?(tu)(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 29.11.2014 10:30
Вроде античность XIXв. Пока еще Мол. Человек 29.11.2014 11:18
поражает скорость строительства городов Козлов Евгений 29.11.2014 12:59
Всё относительно. Пока еще Мол. Человек 30.11.2014 03:26
Отв: Всё относительно. Зуенко Ю.И. 23.01.2015 03:32
Отв: Всё относительно. КислицА 23.01.2015 08:10
Перезаселение городов Навигатор 23.01.2015 13:04
Отв: пирамиды Гизы на своем законном месте gogasy 03.11.2015 21:37
Отв: широта отличается на 10 градусов edge 23.11.2015 09:24
Отв: Включил в табличку gogasy 12.12.2015 09:49
про поражающие скорость и качество(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 15.10.2015 00:59
Отв: в свете всех прочих тем sezam 15.10.2015 20:03
это предположение напрашивается Козлов Евгений 15.10.2015 22:41
Городки Нобеля. Концепт Эбенизера. Изюм 19.10.2015 03:44
тем не менее Козлов Евгений 21.10.2015 22:02
сопутствующая тема(tu) Козлов Евгений 22.01.2015 18:13
палинологов на вас нет (-) frank 22.01.2015 21:15
Отв: сопутствующая тема(tu) B52 03.02.2015 17:40
Отв: Откуда города? Турист 02.02.2015 16:42
хорошо Козлов Евгений 02.02.2015 21:49
в ту же тему Козлов Евгений 15.02.2015 17:49
Отв: хороший материал sezam 15.02.2015 21:34
Отв: хороший материал B52 15.02.2015 21:55
Отв: ну да sezam 15.02.2015 22:01
Отв: ну да B52 15.02.2015 23:04
Отв: устами sezam 16.02.2015 00:43
это да Козлов Евгений 16.02.2015 13:04
Отв: разумеется sezam 16.02.2015 13:29
триумфальная арка и чугун(tu) Козлов Евгений 15.07.2015 18:40
ещё круче Козлов Евгений 15.07.2015 19:05
Отв: я бы подчеркнул слово sezam 15.07.2015 20:15
Жюль Верн B52 16.07.2015 08:02
Отв: следы маяка Фрайера у Фигье Tello 16.07.2015 18:15
Колпачки Ауэра. Изюм 20.10.2015 10:16
О роскоши древних и ея Возрождении. Навигатор 20.10.2015 13:10
Светильные газы. Ацетилен АН-2 20.10.2015 21:25
Секретная нобелевка по физике от 1912г. Изюм 20.10.2015 22:11
Нефть - тормоз АН-2 20.10.2015 22:42
Нефть -канал. Изюм 20.10.2015 23:05
Отв: Нефть -канал. ilyas xan 02.02.2016 16:02
Аура колпачков. Изюм 02.11.2015 00:24
Как откапывали прошлую культуру(tu)(tu) Козлов Евгений 18.08.2015 18:47
Отв: Как откапываюТ культуру 20-го века КислицА 18.08.2015 20:00
В землю уйдут АН-2 18.08.2015 21:12
Отв: В землю уйдут КислицА 23.08.2015 09:25
О грунтах АН-2 30.08.2015 15:05
Отв: О вспученных грунтах.. хе-х КислицА 30.08.2015 18:51
пурга полная(tu) Козлов Евгений 30.08.2015 19:00
Отв: А у Козлова-то - пурга полнее. КислицА 30.08.2015 20:14
Лопатой АН-2 23.08.2015 09:43
Отв: Как откапывали прошлую культуру АН-2 31.08.2015 23:13
эврика! Козлов Евгений 04.11.2015 23:26
хорошая подборка Козлов Евгений 13.12.2015 01:15
Народ! Выставка Пиранези! Козлов Евгений 22.09.2016 19:55
Некультурные слои(tu) АН-2 22.08.2015 23:33
то ж самое в Минске и Киеве(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 15.09.2015 14:51
Отв: то ж самое в Минске и Киеве АН-2 15.09.2015 21:22
И не только в городах Навигатор 16.09.2015 15:36
Засыпанные срубы. Пока еще Мол. Человек 02.11.2015 13:59
Отв: или так sezam 02.11.2015 14:33
Где искать(tu) АН-2 03.11.2015 07:35
Отв: Торфянники sezam 03.11.2015 10:08
Отв: Торфянники грум 03.11.2015 12:10
Отв: таких нюансов я не знаю. sezam 03.11.2015 13:47
знаю, видел в детстве.. Навигатор 03.11.2015 14:32
Отв: это ясно sezam 03.11.2015 18:04
Отв: таких нюансов я не знаю. ilyas xan 24.12.2015 14:50
факты о потопе (сборка)(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 19.09.2015 19:08
Комета АН-2 19.09.2015 22:07
тоже вариант Козлов Евгений 19.09.2015 23:19
Отв: факты о лондинумах(td) КислицА 20.09.2015 08:02
ну да, конечно Козлов Евгений 20.09.2015 12:30
Китай(tu) Козлов Евгений 20.09.2015 12:33
Отв: всё же не %, а %% sezam 23.09.2015 22:18
Копорская крепость(tu)(tu) Козлов Евгений 14.10.2015 19:56
Астраханская крепость ilyas xan 24.12.2015 14:56
Отв: Йемен (русла рек) sezam 03.11.2015 18:08
катастрофа 1824-го(tu) Козлов Евгений 11.12.2015 02:27
Отв: катастрофа 1824-го(tu) Убить Билла 11.12.2015 08:57
Отв: Два сообщения - две ошибки gogasy 12.12.2015 10:15
Выпадение космической пыли Козлов Евгений 02.02.2016 14:36
Отв: Некультурные слои легко определяются gogasy 05.11.2015 11:07
Некультурные слои Навигатор 05.11.2015 11:28
Окаменелые деревья(tu)(tu)(tu) Навигатор 05.11.2015 11:50
Отв: Вот оно! sezam 05.11.2015 12:11
более того Козлов Евгений 05.11.2015 12:32
Отв: лучше сказать sezam 05.11.2015 12:38
никаких сомнений Козлов Евгений 05.11.2015 12:48
Отв: ну не совсем так sezam 05.11.2015 12:58
поверхность Виктор Ф. 05.11.2015 15:51
да ну?(tu) Козлов Евгений 05.11.2015 15:57
ну, да Виктор Ф. 05.11.2015 16:22
дык настоящая теория Козлов Евгений 05.11.2015 16:42
ну, и как эфиродинамическая теория Виктор Ф. 05.11.2015 17:52
она объясняет Козлов Евгений 05.11.2015 17:54
интересно, Виктор Ф. 05.11.2015 20:10
это ваши хотелки Козлов Евгений 05.11.2015 22:46
это не мои хотелки Виктор Ф. 06.11.2015 01:20
Отв: Реальность выхода аппарата на границу gogasy 06.11.2015 11:31
Плиточники АН-2 05.11.2015 19:15
А если Виктор Ф. 05.11.2015 20:55
Отв: проблема в том sezam 05.11.2015 21:29
Отв: Я имел ввиду gogasy 05.11.2015 12:54
Здания занесённые грунтом - 10(td)(tu) Козлов Евгений 21.09.2016 13:17
Плитка АН-2 22.09.2016 06:41
Отв: Почему сразу "плитка"? sezam 22.09.2016 08:51
Потому, что плитка АН-2 22.09.2016 19:49
Сели. Пока еще Мол. Человек 22.09.2016 13:48
Цхинвал. Еврейский квартал.(tu) PycLat 22.09.2016 17:25
Параллели и меридианы АН-2 02.09.2015 21:11
интересные выкладки по рекам(tu)(tu) Козлов Евгений 09.11.2015 18:44
Отв: катастрофа sezam 10.11.2015 10:49
возможно Козлов Евгений 10.11.2015 12:11
Отв: это да sezam 10.11.2015 14:03
ещё два прекрасных материала(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 13.12.2015 01:31
Отв: добавлю sezam 13.12.2015 11:38
тоже про это подумал Козлов Евгений 13.12.2015 13:20
Отв: это другой вопрос sezam 13.12.2015 17:09
Квинзай(tu) АН-2 13.12.2015 20:59
кто лучше в теме frank 24.12.2015 14:49
ещё в тему древней ядерной войны(tu) Козлов Евгений 24.12.2015 13:15
оч. интересно Навигатор 24.12.2015 14:23
и Австралия тоже(tu)(tu) Козлов Евгений 02.04.2016 01:24
Отв: и австралии тоже КислицА 02.04.2016 10:06
Отв: собственно, разницы между потопом и войной sezam 02.04.2016 10:29
картина про Екатерину Козлов Евгений 31.05.2016 23:01
Отв: и всюду - строительные леса sezam 01.06.2016 08:46
Хьюз и Донецк(tu)(tu) Козлов Евгений 17.02.2017 00:52
Отв: видео не доступно gogasy 07.08.2018 19:17
ловите!(tu) Козлов Евгений 07.08.2018 19:37
Про акведуки Навигатор 16.03.2019 10:06


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Вы можете прикрепить файлы следующих типов:
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 10 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 77

This forum powered by Phorum.