edgeways.ru
|
Кулуары
Серьезно о несерьезном и несерьезно о серьезном. Место для культурного отдыха.
|
Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена Пользователь: Александр (IP-адрес скрыт) Дата: 24, May, 2021 13:15 МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed) — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича во второй половине 1950-х годов. Первый «МиГ» с треугольным крылом.
Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, также самый массовый истребитель 3-го поколения. В процессе серийного производства неоднократно модернизировался и модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Применялся во множестве вооружённых конфликтов. Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя В небе над Кашмиром: как МиГ-21 сбил F-16 Недавно мировые СМИ облетела почти сенсационная новость: в небе над Кашмиром индийский истребитель МиГ-21 сбил пакистанский F-16. Почти, поскольку в экспертных кругах этому не слишком удивлены. Хотя для широкой публики это действительно - нечто из ряда вон выходящее. Тем более интересно разобраться в том, что же на самом деле произошло. По данным индийского телеканала NDTV, в воздушном бою со стороны Пакистана участвовали восемь американских машин F-16, по четыре - французских Mirage-3 и китайско-пакистанских JF-17 Thunder. И хотя Пакистан утверждает, что F-16 в бою не участвовали, найденные фрагменты американских ракет AIM-120 класса «воздух-воздух» из арсенала «шестнадцатых» свидетельствуют об обратном. C индийской стороны, по информации канала, в противостояние вступили четыре Су-30МК, пара Mirage 2000 и столько же МиГ-21. Как раз одна из этих машин и стала героем нынешней истории. Справедливости ради надо отметить, что пакистанцы в этом бою сбили один из индийских МиГов. Но что интересно, победителем в дуэли стал JF-17 Thunder, который был создан в Китае как преемник выпускавшегося здесь долгие годы самолета J-7 (F-7) - опять-таки клона МиГ-21. Этот факт только подтверждает гениальность конструкторских решений, заложенных в советский боевой летательный аппарат. В 2018 году на вооружении ВВС Индии находились 244 истребителя МиГ-21. © indianairforce.nic.in В 2018 году на вооружении ВВС Индии находились 244 истребителя МиГ-21. Что касается общей политической обстановки, то эксперты успокоили общественность: новый виток эскалации в Кашмире закончился так же быстро, как и начался. Здесь интересы обеих сторон конфликта совпали. С одной стороны, Пакистан - слабее Индии, а с другой - Индии не нужен хаос в виде многомиллионного потока беженцев из Пакистана. В общем, большая война маловероятна, что, конечно, не исключает возможность отдельных стычек. У русских жёсткие «сушки»: как обеспечивается спокойствие наших границ 3 Февраля, 9:33 У русских жёсткие «сушки»: как обеспечивается спокойствие наших границ А вот с военно-технической точки зрения ситуация сложилась действительно интересная и рождающая целый ряд вопросов. Главное, почему Индия выставила против Пакистана устаревшие МиГ-21? Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой Напомним, что МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году, а разрабатывался конструктором Анатолием Бруновым еще раньше, в сталинскую эпоху, как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 специалисты назвали самым массовым и самым бюджетным сверхзвуковым истребителем в мире, к тому же крайне ремонтопригодным. Действительно, он стал чемпионом по показателю цена-эффективность. МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году. © Фото из архива МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году. По мнению экспертов, если бы в 70-е годы прошлого столетия разразилась Третья мировая война без применения ядерного оружия, МиГ-21 однозначно завоевал бы превосходство в воздухе. На Западе тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11.500 МиГ-21 против 5.000 американских F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро закончиться. Здесь надо еще отметить, что F-4 оказался значительно дороже. Да и ряд летных характеристик был другим, учитывая, что одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8.730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов. Почему Индия присматривается к Су-57 13 Января, 2:26 Почему Индия присматривается к Су-57 Еще один оппонент советской машины - французский однодвигательный и одноместный Mirage III. В качестве конкурента МиГов он имел больше шансов. Но опять-таки «натовцев» подвело советское массовое производство. «Миражей» произвели менее полутора тысяч штук. В то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси. Кроме того, по лицензии самолет собирался в Чехословакии. В общем, случись тогда глобальная заварушка, Советский Союз получил бы если не качественное, то количественное превосходство в воздухе, но Третья мировая, по счастью, обошла мир стороной. «Никто не застрахован от ближнего боя» Хотя МиГи все равно сталкивались в небе и с «Фантомами», и с «Миражами», и с другими типами натовских самолетов. И в подавляющем большинстве случаев показывали себя неплохо (здесь надо опять учитывать подготовку летчика, поскольку техническое совершенство - далеко не единственный аспект победы в бою). По словам летчика-инструктора майора запаса ВВС Андрея Красноперова, «удивительные победы МиГов над превосходящими их технически машинами - на самом деле не редкость». «Можно вспомнить, как воевали наши летчики в Сирии еще во времена Союза. Вспоминаю одну заварушку: в небе сошлись наши восемь МиГов и восьмерка американских "Фальконов" (F-16 Fighting Falcon, - прим. ред.). Тогда тоже один из советских летчиков сбил "американца" ракетой "воздух-воздух", несмотря на очень серьезную защиту "шестнадцатого" от этого вида оружия. В общем, в этом деле важно быть профессионалом. Таким, как индийский летчик», - говорит Красноперов. Факт в том, что F-16 технически превосходит МиГ-21. «Но никто не застрахован от ближнего боя, когда воюют на виражах. В таких ситуациях любой самолет может показать себя», - отметил заслуженный летчик. На примере боя между МиГ-21 и F-16 можно сделать однозначный вывод о том, что более современная и боеспособная система вооружения побеждает не всегда. Необходимо учитывать несколько факторов: навыки пилота, поддержка со стороны других боевых средств, в том числе истребителей и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, наземных радаров и так далее. Кстати говоря, огромную роль в победе над Кашмиром сыграло мастерство индийского пилота Абхинандана Вартхамана. Наконец, в данном конкретном случае имеющиеся у F-16 преимущества были нивелированы еще и благодаря тому, что бой проходил на близком расстоянии. МиГ-21 вьетнамских ВВС: на носу переднего звездочки по количеству сбитых американских самолетов. © Фото из архива МиГ-21 вьетнамских ВВС: на носу переднего звездочки по количеству сбитых американских самолетов. МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах на планете, начиная от войн на Ближнем Востоке и заканчивая Вьетнамской войной, и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя, что и доказала встреча в небе над Кашмиром. Созданный как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, «двадцать первый» поработал и по наземным целям. Он хорошо зарекомендовал себя в качестве разведчика. Так что МиГ-21 можно назвать самолетом «на все времена». В НАТО решили отработать по России из всех калибров 18 Сентября, 14:00 В НАТО решили отработать по России из всех калибров У индийского Bison уже мало общего с прародителем Надо признать, что в Советском Союзе было разработано немало образцов оружия, которое оказалось таким вот «вневременным». Оно достойно служит даже спустя многие десятилетия после принятия на вооружение, и даже после того, как его с этого вооружения сняли. Не говоря уж о тех случаях, когда это оружие проходит через ряд модернизаций. Так, журнал Military Watch призывает учесть, что в небе над Кашмиром летают самые современные версии этой машины, разработанные специально для индийских ВВС РСК «МиГ» и нижегородским авиазаводом «Сокол». По программе глубокой модернизации МиГ-21-93 было обновлено около 120 экземпляров МиГ-21бис. В НАТО эта версия получила имя Bison. В этой версии МиГ-21 оснащен современной системой управления оружием, позволяющей использовать дальнобойные ракеты Р-27 и Р-77, а также Р-27ЭР увеличенной дальности. На самолет установлена также израильская система РЭБ El/L8222, задача которой - противостоять наведению на цель ракет «воздух-воздух». Американские налогоплательщики в шоке: триллион долларов улетают на ветер 20 Сентября, 15:21 Американские налогоплательщики в шоке: триллион долларов улетают на ветер Начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, отвечая на вопрос журналистов о неравенстве сил, задействованных в воздушных боях, заявил: «Истребители МиГ-21 находятся у нас на вооружении, и почему же нам их не использовать?» У «двадцать первых» усовершенствована система управления вооружением, они совместимы с современными ракетами «воздух-воздух». Но основная причина того, что Индия отправила в бой истребители МиГ-21, заключается в том, что этот вид самолетов по-прежнему является одним из самых многочисленных в индийских ВВС. «Мы задействуем в бою все самолеты, находящиеся у нас на вооружении», - сказал Дханоа. Действительно, индийские ВВС эксплуатируют многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов. В 2018 году на вооружении ВВС Индии находились 244 истребителя МиГ-21 и 84 самолета МиГ-27. Эти самолеты используются наряду с европейскими «Ягуарами» (Jaguar), французскими «Миражами» 2000 и «Рафалями» (Dassault Rafale), российскими же МиГ-29 и Су-30, а также собственными индийскими истребителями «Теджас» (Tejas). Индийские ВВС эксплуатируют многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов. © indianairforce.nic.in Индийские ВВС эксплуатируют многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов. При этом Индия, судя по всему, купит у России комплекты для модернизации своих Су-30. Обновленные самолеты будут обладать преимуществами за счет многих систем, которые ОКБ Сухого разработало для нового Су-35. Что касается «двадцать первого», то его индийская модификация Bison уже мало что имеет общего с прародителем. Теперь это уже истребитель не третьего, а четвертого поколения, хотя дизайн, само собой, остался прежним. Как остаются прежними и непревзойденные качества МиГ-21, который в качестве истребителя ближнего боя вполне способен, как мы видим, сражаться с более современными самолетами. Надо признать, что МиГ-21 - оружие, созданное для реальной войны, а не для парадов. Это качество до сих пор ценится всеми летчиками и позволит МиГам летать еще как минимум десятилетие. Равного «двадцать первому» не было и, скорее всего, уже не будет. [zvezdaweekly.ru] |