edgeways.ru
|
|
Отв: Равноденствие в календаре иудеев Пользователь: scaliger (IP-адрес скрыт) Дата: 01, June, 2021 02:17
Да я уж сам запутался. Сложно следить сразу за всеми вопросами, лучше решать их последовательно. И для начала предлагаю сконцентрироваться на вопросе равноденствия: было ли упоминаемое 21 марта астрономическим или же просто календарным равноденствием? А по поводу того, что Дионисий продолжил пасхалию Кирилла, то тут есть интересное мнение. Историк Эдуард Шварц, известный в том числе своими работами по обсуждаемой теме, считал "таблицу, приписываемую Дионисием Малым св.Кириллу, подлогом". Цитата Лебедева. Сам Лебедев к этому утверждению относится скептически, но, тем не менее, вот такая экспертная оценка существует. Насколько я понял, речь идет о первой пасхальной таблице из тех, которые составил Дионисий - до 532 года. Если, на минуточку, представить, что Шварц прав и Дионисий никакую пасхалию не продолжал, а просто сочинил свою таблицу, что называется, с нуля, то возникает следующий вопрос (хотя, он, кажется, и без этого должен возникнуть). Как получилось так, что самый первый год в этой таблице отстоит от РХ (Воплощения) ровно на 532 года - Великий индиктион?
Поэтому я и уточнил, что подразумеваю под весенним равноденствием у евреев - пасхальную границу. Она-то, надеюсь, у них была, раз они пользовались пасхальным циклом?
Ну вот и хорошо. Тогда давайте остановимся на том, что 21 марта в 4-м веке - это просто календарное равноденствие, а астрономическое могло быть совсем в другой день, например, на несколько дней раньше.
Раньше какого весеннего равноденствия? В Александрийском календаре оно было 21 марта, а в Римском со времен Ипполита - 18 марта. У сирийских христиан - тоже 18 марта. Из-за этого часто пасху в разных частях Империи христиане праздновали в разные дни, и разница доходила до нескольких недель. Вот это проблема, да. Не то что с иноверцами-иудеями.
Ну как нет? Имеется в виду, конечно же, пасхальный календарь. Раз евреи использовали какой-то цикл, то были и пасхальные таблицы, а раз были таблицы, значит, в них были и пасхальные границы. Вот, что пишет Лебедев в комментарии у Болотова. "Еще в III в. иудеи, по словам Юлия Африкана, держались 8-летнего цикла, и это сообщение подтверждает и апокрифическая книга Эноха. В это время и христиане держались 8-летнего же цикла (не только на западе, но и в Александрии). На смену 8-летнему циклу и у христиан и у иудеев на востоке выступил 19-летний цикл. Следовательно, времясчисление тех и других шло параллельно. И так как у христиан 19-летний цикл появился в III в., то вся вероятность за то, что в это же время (и, вероятно, несколько раньше христиан) его приняли и иудеи." Это из книги Болотова, взято отсюда: [khazarzar.skeptik.net]
Сирийский цикл - это 19-летний цикл, который лежал в основе пасхалии сирийских христиан. Не помню сейчас, где я прочитал о том, что нижняя граница этой пасхалии приходилась на 18 марта. Но взято это, скорее всего, из Болотова. По вышеприведенной ссылке, мне кажется, что-то по этому поводу есть. Там же можно найти и про ранние празднования Пасхи в Риме. То, что тамошняя пасхалия была основана на 84-летнем цикле, не отменяет того, что ее граница могла приходиться на 18 марта. Болотов считает, что это наследие Ипполита Римского - у того равноденствие было 18 марта. Лебедев на это в комментарии пишет, что у Ипполита, мол, равноденствие было 25 марта, а вот самое раннее пасхальное полнолуние - как раз 18 марта. И этим еще больше затуманил вопрос. На мой взгляд, все это говорит о том, что при составлении пасхалии ни о каком астрономическом равноденствии речи не было. А значит и датировать эпоху составления александрийской пасхалии по дате равноденствия 21 марта нельзя. Кстати, Болотов пишет, что и автор александрийского 19-летнего цикла - Анатолий - считал, что равноденствие наступает 19 марта.
Ну они же, по идее, знали, что лунный месяц смещается за 300 лет на 1 день. В данном случае - на 2,5 дня. Поэтому если в 1044 неомения приходится на 26-27 августа, то прибавив 2,5 дня, как раз и получим 29 августа 284 года. |