edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Отв: о огнях небесных и земных Пользователь: Michael_Sv (IP-адрес скрыт) Дата: 16, August, 2013 23:06 Вечный огонь на берегу Каспийского моря
1820 год, №8 [otzapiski.ru] В Записках Ваших помещается все любопытное, касающееся до России. Вечно пылающий огонь на берегу Каспийского моря может, кажется, считаться одной из достопамятностей южнейшего ее края. Явление сие видимо в Апшеронской земле верстах в 20 от Баку. Я был там: это знойная степь Ливии, по поверхности коей пылают рассеянно подземные огни. Огонь сей происходит от испарения нефти. Если он не есть вечный, то по крайней мере очень, очень древний, ибо подобным явлениям, находящимся в других местах, как то в Башкирском Урале на речке Мангышлак близ селения Зульп Аул (замеченного Палласом) и мною найденного в Валлахии на речке Сланике, близ деревни Лапатпар на горе Клашне, существуют предания о их начале[1], начало же Бакинского горения скрыто в самой отдаленной древности. Нет сомнения, что первое явление сего огня должно было показаться сверхъестественным в тот век, когда действия природы были еще столь мало известны и изучены людьми; а потому и чудесность его могла породить обожание и поклонение сей стихии. Известно, что земля Мидийская[2] служила поприщем Зороастрова ученья и водворением пирей — таинственных хранилищ священного огня. Дух магометанства повсюду их истребил и разрушил — чудесность Бакинского огня одна его обезоружила и остановила. Храм, посвященный огню, доселе содержится здесь остатками древних парсов (огнепоклонников), рассеянных по лицу Персии и Индии, кои удержали свои обряды богослужения и приходят сюда по обетам совершать моление. Но если он не поражает остатками зодчества, то, кажется, потому единственно, что древние жители сей страны не имели обыкновения производить пышных зданий и все усилия их художеств сосредоточились в развалинах Персеполиса. Здешний храм есть ничто иное как простое четырехугольное каменное строение. В средине его жертвенник, из коего пылает вечный огонь. Здание здесь покрыто четырехугольною плоскою крышею, утвержденной на четырех столпах, из коих также беспрестанно горит огонь, проведенный внизу помощью труб. Над жертвенником сделана на крышке небольшая башня для колокольни. Храм сей издалече виден в мрачные ночи, и тем любопытнее, тем величественнее для новых глаз путешественника, что яркое пламя, высоко клубящееся в воздухе представляется не разрушительным огнем вулкана, а неким таинственным явлением которое воскрешает великие воспоминания древности. Внутри стены, коею обнесен храм сей, находится несколько каменных домиков и небольшой садик. В них живут восемь монашествующих парсов[3]. При совершении молебствия, входя в храм ударяют они обыкновенно раз в колокол и простираются перед жертвенником. В сем положении остаются довольно долгое время, потом встают и ударив еще раз в колокол — оканчивают тем свою молитву. Начатки всякой пищи предают они огню. Мяса не едят, а употребляют единственно растительную пищу. Это конечно причиною их особенного доброхотства к животным. Монахи священного огня содержат множество собак, с коими обходятся как с товарищами и друзьями. Общая всем людям слабость — любить свое предпочтительно пред другим, вкралась и в духовные понятия огнепоклонников. Они религию свою приметно считают лучше всех, а себя, как удостоенных чистейшего понятия о божестве, почитают чище всех других людей. От того при обращении с иноверцами ограждают они себя очистительными молитвами, потихоньку ими творимыми. Им очень неприятно было, когда походные мои товарищи стали приготовлять обед свой на одном с ними огне. Желая им угодить — я велел перенести котел на другое место. Когда мимо нас проносили они воду, то произносили также брама, брама, брама, конечно дабы отдалить тем наше на нее влияние. Брама, как известно, есть наименование божества браминов. Впрочем и воде, может быть, присвоено ими особенное почитание. Она считалась божеством в самой древности у многих последователей Зороастровых. Воздух в храме и вокруг его на дворе очень тепел, почему монахи ходят почти нагие. Прежде, говорят, монашествующие нередко делали странные обеты, как то пребывали нисколько лет в каком-нибудь насильственном положении, держа одну или обе руки вверх, приподняв ногу и т. п., и в сем состоянии успокаивались смертью, или оставляли обет свой в таком изнурении тела, которое как бы отделив их от сего мира, приготовляло к будущей жизни. Ныне столь сильные жертвы оставлены, но антивесталы сии всячески стараются отклонить доступ к священному огню женскому полу; дабы, конечно, присутствие его не развлекало духовных их занятий. Вокруг себя они соблюдают чистоту и опрятность. Излишнего не имеют, но и бедности не заметно. Кельи свои освещают тем же подземным огнем, который удобно гасится одним закрытием отверстия, из коего исходит газ. Против обители, на другой стороне двора, зелень сада производит приятное действие для глаз, а тень распространяет благотворную прохладу для тружеников. Если заблуждение находит в возженном дыме предмет поклонения, то из существенности оного извлекается польза не малая. Нефть, коею изобилуют сии окрестности, приносит казне до 200,000 рублей ежегодного дохода. Предавшись размышлениям, как утешительно для россиянина вообразить, что богочтимый огнь Мидии, освященный веками, после множества бурь и гонений мирно пылает ныне под десницею России и великий дух Зороастра покойно носится над жертвенником им сооруженным. Какой величья вид Россия нам являет: Концы земли она руками измеряет[4], В сиянье Севера глава ее блестит, У ног лежит Кавказ и вечный огнь горит. Ив. Эйхвельд. [1] Они произошли в недавние времена от молнии, которая раздробив череп горы доставила тем выход горючим дарам и вместе произвела воспаление. [2] Земля Мидийская именно прилегала к Гиркании, которая ныне Дагестаном называется, Башинский округ и в том числе Маганская степь, составляли часть сей земли. [3] Европейцы называют их и всех огнепоклонников гебрами. Кажется, слово сие есть испорченное персидское: Гикур, т. е. идолопоклонник, коим именуют они всех держащихся других исповеданий. Таким образом русских называют они Саре-Гиаур или Саре-Гебр, т. е. русые идолопоклонники, вероятно по замечанию ими у нас меньшей черноты волос, чем у других азиатских народов. [4] Ось земная имеет 12000 верст, длина России еще более. И никаких солнцепоклонников. |