edgeways.ru
|
|
Отв: продолжение-3 Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 31, July, 2020 09:45 Ушла Римская империя, осталась Византия (Ромейская империя). По идее ромеи должны были унаследовать римский тип корабля. Вики так и пишет:
Дромон (от др.-греч. δρόμος — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век. Изначально это был лёгкий, быстроходный (название в переводе означает — «бегун») и маневренный корабль с одним рядом вёсел (или, возможно, двумя), возникший как разновидность позднеримской либурны — основы флота Империи ещё со времён Августа. Видимо, это было неофициальное обозначение. Формально в ранневизанитийское время продолжали использоваться термины «монера», «диера», «триера» и другие античные названия. Не вполне понятно также, как соотносились такие названия, как дромон и chélandion — «хеландион», «хеландия», «геландия». Обычно считается, что это были корабли одного класса, но различных типов. На протяжении своего существования дромон прошёл через длительный эволюционный процесс, в ходе которого стал качественно новым кораблём. Постепенно появилось латинское парусное вооружение, античный таран-ростр был заменен надводным бивнем — шпироном, корпус стал строиться по «скелетной» технологии, без соединяющих пояса обшивки шипов, и получил развитый набор из киля, шпангоутов, палубных бимсов и стрингеров. К IX веку, после исчезновения более крупных полирем, дромон уже стал тяжёлым парусно-гребным кораблём. В этом виде дромон имел 1—2 ряда вёсел, сравнительно высокие борта и боевые площадки на носу и корме, где располагались галереи для лучников и находились катапульты. Крупные корабли могли иметь предназначенную для воинов башню или две башни примерно посередине корпуса. Парусное вооружение состояло из 1—2, реже 3 мачт с латинскими парусами. Рулевое устройство составляли два навесных весла, по одному на каждый борт. Разберем этот текст. Сначала лингвистика. Греки отчего-то ушли от слова "либурна" (фу, мерзость какая). И стали все называть античными словами - триера и пр. А потом вдруг к кораблям прилепились 2 новых прозвища - дромон и хеландия. Дромон - это "бегун" (ипподром - это площадка для лошадиных бегов). Хеландия - от слова "хелис", что по гречески означает "черепаха" (тихоход), что намекает на транспортный тип судна. Здесь припоминаются арабские названия судов - шебека и багала. Шебека - это собака, гончая (боевые и пиратские суда). Багала - в переводе "ослик" (купеческий транспорт). Про латинский парус. В Византии его называли арабским, а вовсе не латинским. Арабы подсмотрели его на островах Индийского океана. Треугольный парус удобнее в управлении в условиях меняющихся ветров. С его внедрением есть какие-то временные провалы. Про античный таран. Составители вики-текста не понимают, что то, что они называют тараном, есть продолжение килевой балки. От этого отказались и корабль сразу же перестал быть либурной. Шпирон предназначен для высадки десанта и для хорошего тычка в борт противника (не факт, что проломит). Шпирон сделан на уровне палубы и завязан с нею в единое целое как конструктивный элемент. Шпиронов полно в изображениях античных кораблей. Касательно длительной эволюции корпуса. В растянутой ТИ-хронологии она должна быть. Казалось бы, от времен Византии должно остаться множество изображений кораблей. Но это не так. Македонский автор Овчаров собрал изображения византийских дромонов. Их реально не много, они делятся на 3 типа [macedonia.kroraina.com] Толком о византийском флоте понятия нет - где что строили, в каком количестве и т.д. Темные века... Вот картинка из 13 века о событиях 10 века - ромеи бьются с русскими за Царьград (941 год). В тексте речь была вроде бы про хеландии (если не путаю), русские пришли на моноксилах/однодеревках. По картинке этого не видно, суда с обеих сторон одинаковые, оружие и доспехи тоже. Мачты сняты. Но это всё вопросы к оформителю рукописи - "он так видел" (с) |