Статья написана на основе
материалов А. Велюрова.
Речь о грустной и удачливых статистиках запуска ракет в рамках разработки пилотируемых и не очень программ США.
Для этого и потребуются некоторые материалы собранные А. Велюровым.
Я лишь приведу основные мысли А.Велюрова, немного досыпав от себя.
Первая программа, по всей видимости, в целом успешная(об этом потом подробнее) Atlas, но с "закавыками" на первом этапе.
Основа проекта ракетоноситель Atlas, разрабатывался, первоначально, как МБР, затем использовался для осуществления пилотируемых полётов по программе "Меркурий", а так же для запуска автоматических КА по программе "Surveyor"и множество запусков спутников.
Некий прославленный ракетчик фон Браун к программе создания Atlas плотного касательства не имел. Можно сказать, что в этой к программе приложили свои мозги только "тупые американцы".
Ну и сразу грустная статистика запуска ракетоносителей Atlas для этих "тупых американцев":
Atlas-А в период 1957-1958гг пусков – 8, из них аварий – 4, т.е. 50% успешных;
Atlas-B в период 1958-1959гг пусков – 10, из них аварий – 4, т.е. 60% успешных;
Atlas-C в период 1958-1959гг пусков – 6, из них аварий – 3, т.е. 50% успешных;
Atlas-D в период 1959-1967гг пусков – 135, из них аварий – 27, т.е. 80% успешных;
Atlas-E в период 1960-1995гг пусков – 58, из них аварий – 18, т.е. 69% успешных;
Atlas-F в период 1961-1981гг пусков – 101, из них аварий – 10, т.е. 90% успешных;
Четко выделяется период отработки технологий серии Atlas до 60-х годов - 45% аварийности.
И резкое снижение аварийности в 60-х, всё технологии достигли приемлемого уровня.
А это статистика пусков Atlas в связке с разгонным блоком "Centaur" снабженный кислород-водородным двигателем RL-10.
Atlas Centaur LV-3C в период 1962-67гг пусков – 12, аварий – 4, т.е. 67% успешных;
Atlas Centaur SLV-3C в период 1967-72гг пусков – 17, аварий – 3, т.е. 82% успешных;
Atlas Centaur SLV-3D в период 1973-83гг пусков – 32, аварий – 3, т.е. 90% успешных;
Следует также отметить, что Atlas по сию пору используется для вывода на орбиту спутников.
Есть запас ракет снятых с боевого дежурства и они летают.
Примерно такая же статистика аварийности у "лапотных русских".
Наверное они чем-то схожи "тупые американцы" и "лапотные русские"?
Я думаю, что их сходство в том, что и
те и другие создавали реальную космическую технику.
Как видно из вышеизложенного - лишь с шестого раза удалось запустить макет спутника на высокоэллиптическую орбиту, и лишь десятая ракета серии "Атлас-Центавр" смогла отправить к Луне простейший беспилотный посадочный аппарат типа "Сервейер".
Это все как нельзя лучше характеризует те муки, в которых рождалась реальная американская космонавтика.
А.Велюров
Вторая сравниваемая программа "Аполлон" с ракетоносителем серии "Сатурн".
Интересно отметить, что эта программа проходила, на удивление, гладко, все пуски по программе Аполлон считаются 100% успешными.
Программа
Сатурн-1(из вики):
1-й старт SA-1
Это был первый испытательный старт ракеты-носителя Сатурн-1. В этом суборбитальном полете использовалась только первая ступень, вторая — была заполнена водой. Высота полёта 136.5 км, дальность 345.7 км. Полет достиг своей цели — была проверена аэродинамика и управление ракетой[6].
2-й старт SA-2
1-я ступень подняла на высоту 105 км заполненные водой 2-ю и 3-ю ступени, где они были взорваны, заставляя 86 000-килограммовый водный балласт создать искусственное облако. Этот эксперимент известен как Проект Хайуотер-1. Максимальная скорость составляла приблизительно 6000 км/ч[7].
3-й старт SA-3
1-я ступень, отработав положенные 4 минуты 53 секунды подняла ракету на высоту 167 км, 2-я и 3-я ступени, были заполнены 87 000 литрами воды. На этой высоте они были взорваны по радиокоманде, распыляя воду в ионосфере, сформировав массивное облако ледяных частиц размером в несколько км в диаметре. Эксперимент Хайуотер-2 должен был дать данные о состоянии атмосферы, но плохая телеметрия сделала результаты сомнительными[8].
4-й старт SA-4
Суборбитальный полет — высота 129 км и пиковая скорость — 5906 км/час. Был поставлен эксперимент — после 100 секунд полета таймер отключил двигатель № 5, чтобы проверить автоматику ракеты-носителя: топливо было перераспределено к другим семи двигателям, и полет продолжился[9].
5-й старт SA-5
В этом полете впервые полностью отработали 1-я и 2-я ступени. Первый вывод на орбиту весовой нагрузки, сошла с орбиты 30 апреля 1966 года. Начальные параметры орбиты 264км-760км-94,8мин-31,5град. Телеметрия передала информацию более чем по 11 000 параметрам[10].
6-й старт SA-6
Это был первый полет модели космического корабля Аполлон. «Аполлон модель 1» представлял из себя алюминиевую конструкцию, моделирующую размер, вес, форму и центр тяжести корабля. В конце работы первой ступени один из 8 двигателей отключился на 24 сек раньше положенного времени, автоматика 'заставила' оставшиеся 7 двигателей проработать на 2 сек больше положенного времени, корабль был выведен на орбиту, близкую к расчётной. Начальные параметры орбиты 179км-204км-88,5мин-31,8град. На 50-м витке 1 июня 1964 года корабль вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел. Главная цель запуска — дальнейшая модернизация ракеты-носителя Сатурн-1[11].
7-й старт SA-7
Полет корабля «Аполлон модель 2». На первой ступени были установлены 8 кинокамер для видеозаписи событий. После окончания работы первой ступени они были отстрелены, но восстановить их было невозможно. Начальные параметры орбиты 178км-203км-88,4мин-31,7град. Сошёл с орбиты и сгорел в атмосфере после 59 витков 22 сентября 1964 года[12].
8-й старт SA-9
Вывод на орбиту кораблей «Аполлон модель 3» и «Пегас-1». «Пегас-1» — первый активный полезный груз, выведенный на орбиту Сатурном-1. Начальные параметры орбиты 430км-523км-94,1мин-31,7град. Сошёл с орбиты 17 сентября 1978 года[13].
9-й старт SA-8
Вывод на орбиту кораблей «Аполлон модель 4» и «Пегас-2». Начальные параметры орбиты 467км-594км-95,2мин-31,7град. Сошел с орбиты 3 ноября 1979 года[14].
10-й старт SA-10
Вывод на орбиту кораблей «Аполлон модель 5» и «Пегас-3». Начальные параметры орбиты 535км-567км-95,3мин-28,9град. Сошел с орбиты 4 августа 1969 года[15].
Заметьте ни одного сбоя, в то время, как одни талантливые американские инженеры подвергаются стрессам в связи с некоторой аварийностью при запусках, другие столь же талантливые но под чутким руководством бывшего офицера Ваффен-СС, испытывают только оргазм от успешно выполненной работы! Вот так "построил" он этих американцев!
И вот наконец гений фон Брауна достигает апогея ракетной мысли: 10 января 1962 года НАСА опубликовала планы строительства ракеты-носителя «Сатурн C-5» и соответственно программа "Аполлон", и снова 100% выполнение поставленных задач в каждом запуске.
В 1967-73 гг произведено 13 пусков ракеты-носителя «Сатурн-5». Все признаны успешными.
Да, у Брауна сам Господь Бог работал подручным!
А главное – вместо водородных двигателей RL-10 появился неведомый до селе водородный ракетный двигатель J-2 тягой ~105т. Неведомый, потому что летных испытаний до этого не проходил. Только стендовые наземные. Тут в 16 раз (!) более слабый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) RL-10 не могут довести до ума, так подавай сразу 100-тонник!
А. Велюров
Да, именно так, доселе неиспытанный в полёте, как чёрт из табакерки, выпрыгивает J-2. Двигатель без которого вся пилотируемая лунная программа - фантастика аля
А.Кларк на тему о...
Дальше лучше цитировать А.Велюрова:
Премьера "Сатурн-1Б" состоялась 26 февраля 1966г. Опять суборбитальный полет! Поднявшись на высоту 488км, сей объект приземлился в Атлантике. В анналах НАСА пишут, что целью миссии AS-201 было испытание прототипа корабля Apollo и проверка его спускаемого аппарата на управляемый вход в атмосферу. Пишут что полет был в целом удачным.
Хотя не обошлось и без "досадных мелочей" - корабль при спуске на Землю потерял управление по крену, вошел в режим неуправляемой закрутки и с дикими перегрузками в несколько десятков единиц G плюхнулся в океан.
Зато второй полет 5 июля 1966г. был орбитальным! Американцы пишут, что целью миссии AS-203 было изучение "поведение жидкого водорода в невесомости". И не смотря как обычно на мелкие пустяки, полет прошел успешно...
А вот ежегодник Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) (3) за 1967г описывает результаты так: «Последняя ступень (ракета S-4B) экспериментальной ракеты-носителя "Сатурн IB" SA-203 выведена на орбиту с не полностью израсходованным топливом.
Основные задачи запуска - изучение поведения жидкого водорода в состоянии невесомости И ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ основного двигателя ступени.
После проведения запланированных экспериментов в системе отвода паров водорода из бака были закрыты клапаны, и в результате повышения давления ступень ВЗОРВАЛАСЬ на седьмом витке».
При этом ступень SA-203 разлетелась на 37 фрагментов! (2)
После чего третий полет в этом году 25 августа 1966г был опять суборбитальным, зато дальность была впечатляющей – выловили объект уже в Тихом океане.
В одном из источников сухо указано, что мол разделение прошло отлично, не смотря на «незначительные» проблемы с клапанами в системе охлаждения ЖРД J-2. И даже с совсем незначительными колебаниями верхней ступени, которую с трудом вернули под контроль (!?)
Отчего она, видимо, и угодила вместо орбиты в Тихий океан. Спуск капсулы в атмосфере был "более крутой чем рассчитывалось" (!?) согласно (5), поиски упавшей капсулы велись около девяти часов.
Так что испытание комплекса РН "Сатурн-1Б" - КА "Аполлон" прошли успешно! Смех здесь не уместен…
Тут можно только добавить для полноты впечатлений - при стендовых испытаниях второй ступени ракеты "Сатурн-5" (тип S-II) на 350-секундный интервал работы 25 мая 1966 года пламя вспыхнуло в двух местах и тест пришлось прервать.
Через три дня при снятии этой же ступени S-II со стенда ее водородный бак неожиданно взорвался, при этом ранения получили пять рабочих. Стенд был серьезно поврежден (6).
Далее - 20 января 1967 года при наземных испытаниях взорвалась ступень S-IVB-503, которую готовили в качестве третьей ступени для ракеты "Сатурн-5" серийный номер №503 для легендарного полета корабля "Аполлон-8".
Позднее я расскажу, как в 1968 году последовательно отказали в полете водородные двигатели ступеней S-II-502 и S-IVB-502.
Для тех кто не понял, при чем тут серийный номер, объясняю: первая полетевшая «Сатурн-5» имела номер №501 (Аполлон-4), вторая - №502 (Аполлон-6), ну а третья - №503 (Аполлон-8).
Я не зря указываю нумерацию изделий: брак и аварии происходили на изделиях с номерами, которые шли фактически подряд... Именно Аполлон-8 впервые облетел Луну с экипажем на борту.
Вот как раз на этой взорвавшейся ступени они и должны были бы лететь. Только вот вопрос - куда!?
Ну и в довершение то, что знают все: 27 января 1967 года сгорели три астронавта в корабле Аполлон-1 при наземной тренировке всего за несколько недель до их старта!
После чего комиссия по расследованию инцидентов пришла к выводу: пилотируемые полеты на такого рода технике накрылись медным тазом на ближайшее неопределенное время.
И это все, что было сделано до ноября 1967г в плане летных испытаний лунной ракеты "Сатурн-5".
Впереди успешный пуск 9 ноября 1967г всего ракетного комплекса «Сатурн-5». Благо дело, все компоненты, особенно по части водородных двигателей, были уже "успешно" испытаны с погружением в воды мировых океанов.
На этом можно и закончить, но вспомним, что любят говорить нам НАСА-филы о лунных полётах по программе "Аполлон".
Они утверждают, что все испытания были проведены упешно, что подтверждается 100% "удачностью" пусков, по сведениям самой НАСА. Что американские инженеры достигли недосягаемых до селе высот в деле выполнения программы "Аполлон", вот только почему их "собратья по оружию" не были столь удачливы в деле создание куда как более простой ракеты?
Вопросы, ответов на которые нет.
Но ведь смоторите, какая несправедливость постигла талантливых инженеров работавших в программе "Апполон", их успешное на 100% детище летало до 1975 г. Правда поговаривают, что тот самый J-2 в усовершенстванном виде таки летал на Шатлах.
А вот несравненно более аварийный Atlas служит по сей день.
Капризы природы?