edgeways.ru
|
|
Отв: Грешно смеятся над больными или Рай-он № 9 Пользователь: Michael_Sv (IP-адрес скрыт) Дата: 13, December, 2013 00:38 Христианское общество оказалось наиболее наркотической цивилизацией в мире..
[www.mishanita.ru] Что касается существа в нижнем левом углу картины, то Эмиль Шпат видит в этом образе не демона, а больного. Исследователь обращает внимание на симптомы гангрены при отравлении спорыньей, а также на раны, которые он называет «сифилитическими»: Матиас Грюневальд изобразил здесь грешника во всей его наготе. Симптомы болезни, с одной стороны, и «фальшивый монашеский капюшон», с другой, могут указывать как на монаха, так и на пациента изенгеймского госпиталя. Хотя многие другие исследователи отождествляют этого персонажа со злым духом, демоном в человеческом обличье, всё же чаше встречается мнение, что Матиас Грюневальд изобразил здесь страдающего Антониевым огнём. Писатель Гюисманс даже предполагает, что слова «Где был Ты, милосердный Иисусе?» могут рассматриваться как отчаянный призыв о помощи этого израненного человека-жабы [48]. Возможно, в этом странном измученном существе узнавал себя каждый больной изенгеймского госпиталя. Что касается своеобразного красного капюшона, то известно, что в уставе ордена антонитов существовало положение о том, что такой колпак должны носить все пациенты больницы [48]. Таким образом, вполне возможно, что это именно изображение больного, причем, скорее всего, больного эрготизмом, или Антониевым огнём: исследователи указывают на изображенные Грюневальдом характерные симптомы Ergotismus gangraenous (землистый цвет туловища, раздутый и покрытый волдырями живот, «пергаментная» кожа на руках, гнойные язвы и сыпь). Перепонки на лапах, возможно, служат намеком на озноб конечностей. Более строгий медицинский анализ, впрочем, показывает, что Матиас Грюневальд изобразил не типичного больного эрготизмом, а целую сумму страшных симптомов сразу нескольких неизлечимых болезней того времени [48]. Искалеченная рука прокаженного, омертвелая кисть больного Антониевым огнём, одутловатое тело человека на последней стадии сифилиса, вскрывшиеся чумные бубоны — все эти симптомы можно распознать с большей или меньшей точностью. Эти детали наверняка бросались в глаза больным, которые находили убежище в госпитале антонитов в Изенгейме. Хранитель музея Унтерлинден в Кольмаре Пантшика де Пепе (Pantxika De Paepe) отмечает: «Обглоданная гангреной, его правая рука превратилась в культю. Бубоны на животе выдают сифилис. Обращаясь к примеру св. Антония, спасшегося молитвой, больные взывали к помощи Господа через своего святого заступника» [53]. Гюисманс пишет об этом образе так: «Кем бы ни было это существо, ясно одно: ни один художник не заходил столь далеко в изображении телесного гниения, и ни в одном учебнике по медицине не найдется более ужасающей иллюстрации кожной болезни. Это вздувшееся тело, будто сделанное из сального хозяйственного мыла с голубыми пятнами, усеянное пузырями и карбункулами, поет осанну гангрене, является триумфальной песней разложения!» [16; 54] Стоит также обратить внимание на книгу в дорожном мешке, которую этот странный человечек в левом нижнем углу картины сжимает правой рукой. Речь, очевидно, идет о так называемой дорожной книге (Beutelbuch) из тех, что бродячие монахи обычно носили с собой привязанными к поясу. Ее изорванный переплёт напоминает измочаленную набедренную повязку Христа в сцене Распятия на первой развёртке Изенгеймского алтаря и разодранную младенческую пелёнку в сцене Рождества на второй развёртке. Исследователи, считающие данное существо изображением некого демона, видят в этой книге часослов, вырванный монстром у св. Антония [53]. Возможно также, что это книга самого человечка, который напоминает не только больного, но одновременно еще и монаха (обратите внимание на характерный монашеский капюшон). Таким образом, Изенгеймский алтарь содержал в себя послание не только пациентам, но и здоровым монахам, которые регулярно собирались перед ним на молитву (первых алтарь утешал, вторых предостерегал). Ясно, что изображение монаха с симптомами сифилиса (болезни, причина которой уже тогда была хорошо известна каждому) может рассматриваться как серьезная критика монашества, намек на моральный упадок многих монашеских орденов [48] (неслучайно в тот период стали популярны характерные пословицы вроде этой: «Вблизи францисканского монастыря забеременеть можно от одного воздуха»). Поскольку этот чудовищный гуманоид со вздутым брюхом напоминает жабу, уместно также вспомнить о том, что из-за своего постоянного кваканья жабы в христианстве трактовались как дьявольские создания, ассоциировались с колдуньями и еретиками. В живописи жаба обычно передает омерзительность греха и предстает как животное, используемое ведьмами для приготовления зелья [53]. Нашествие жаб упоминается в числе египетских казней. Кроме того, бледно-зелёный оттенок кожи агонизирующего существа наводит на мысли о безумии и нравственном падении, с которыми в ту эпоху ассоциировался этот цвет [53]. Существо не устояло перед искушениями и теперь терпит омерзительное наказание. Это пример безбожника, пример, которому люди не должны следовать. Это предостережение. Можно заметить, что в монашеском капюшоне странного существа как будто бы спрятан какой-то предмет. Это напоминает нам о том, что бродячие монахи часто были вынуждены прятать свои пожитки под рясой, а также в капюшонах. Похоже, это довольно увесистый предмет, настолько заметно он оттягивает капюшон. По мнению Эмиля Шпата, монах жадно прячет в капюшоне золотой самородок [48]... 994 г (10 век), Франция, Лиможе: «Ужасные бедствия распространились среди людей, скрытый огонь, съедающий конечности и тело». В этой рукописи описана вспышка опасного заболевания, эрготизма, унесшая 40 тыс жизней. читать целиком В 1095 году папа Урбан II основал специальный орден св. Антония, в задачи которого входило лечение людей, страдающих эрготизмом, отсюда старое название болезни - «антонов огонь». Долгое время причина болезни оставалась загадкой. Спорынью впервые описали в 1582 г., но предположение об ее связи с заболеванием было высказано только через 200 лет. [maxpark.com] Гойя "St. Francis Borgia изгоняет демонов из умирающего" 1788 Святой Франсиско Борджиа проводит экзорцизм. Второе название. Нищие и попрошайки.14-19 век. [marinni.livejournal.com] : sult |