edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 15-16 Что такое манна? Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 20, October, 2020 23:24 так, первый гимн богу исполняет старшая сестра Моисея и Аарона пророчица Мариам. Интересно, что она пророчит? Ей тоже бог инсайд сбрасывает или как?
Вот эта песня: 1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. 2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. 3 Господь муж брани, Иегова имя Ему. 4 Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. 5 Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. 6 Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. 7 Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. 8 От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. 9 Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. 10 Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. 11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? 12 Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. 13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил,- сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. 14 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; 15 тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. 16 Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. 17 Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! 18 Господь будет царствовать во веки и в вечность. 19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них во́ды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Странно, что Мариам уже называет Иегову мужем брани. Сражений как таковых еще не было. В конце песни Мариам угрожает Едому, в котором правят бал потомки Исава, брата Израиля. Трепещут потомки Лота - моавитяне. Приуныл якобы весь Ханаан, который вполне себе мирно живет со множеством еврейских родов. В ужасе филистимляне/палестинцы. До них всех видимо ошла весть, что с Египта идут переселенцы. И старая ведьма злорадствует их будущим бедам, хотя она никогда не выбиралась из Египта и не знает никого из двоюродных и троюродных родственников в Ханаане. Из прочих нюансов интересно упоминание свинца. Свинец шел на грузила для сетей. Откуда его брали в Египте? 20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. 21 И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море. Напомню, что Мариам старше Моисея лет на 12. Старуха прыгает с бубном и поет военные песни. Насколько это вяжется с тамошним менталитетом? 22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 23 Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра*. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой. 27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. Путешествие продолжилось. Пустыня Сур (в переводе Стена) по идее должна находиться на Синайском полуострове. Это противоречит старинным знакам, обозначавшим место переправы через Акабский залив. Предположим пока, что пустыня Сур распространяется много восточнее одноименного городка-крепости. В конце концов путники добрались до местечка Мерра, что в переводе означало Горечь. Там текли источники с горькой водой. Путешественник 19 века Стенли написал, что на Синае и далее в пустыне встречаются горькие озера и источники. Вода в них - сульфитная минералка без газа. Пить ее теплую противно. Местные бедуины используют местный же кустарник (не назвал какой), который содержит в коре щавелевую кислоту. Они окунают ветки в емкость с водой и держат некоторое время, сульфиты реагируют с кислотой и горечь нейтрализуется. Понятно, что этот прием подходит для нужд небольшого каравана - обломали кустик, настояли в бурдюке, попили сами, верблюды обойдутся до следующего водопоя. Но как напоить полтора миллиона беженцев? Тут кидай деревья в колодец, не кидай - один хрен воды всем не хватит. Однако рассказчики внимания на это стараются не обращать. Следующая остановка - Елим (в переводе Пальмы). Там 12 источников. На полтора ляма и их недостаточно будет. 1 И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. Пустыня Син вроде как точно на Синае. Но тогда получается странная вещь - по Синайскому полуострову, который фактически являлся владением фараона и является сейчас частью египетского государства мотыляется огромная куча народу. Фараон жив - утонула его колесничная гвардия, но он не хочет заканчивать начатую погоню, плюнул на все и уехал домой. Со дня Пасхи прошло 43 дня. 2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. 4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. Интересное выражение одождить хлеб с неба. Сейчас это толкуют так, что с неба посыпется манная крупа. Но речь идет о влаге, которая вызовет появление чего-то, что можно использовать как хлеб. Интересно, что слово "манна" на иврите произносится раздельно ман'а и означает выражение "что это 13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. 17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. 19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. 20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра,- и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. 21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. Здесь как раз подтверждается географически прохождение описываемых событий именно на Ближнем Востоке. Через него пролегают миграционные пути перелетных птиц. Они летят в Африку. По дороге со многими стаями происходят разные казусы. Еврейских беженцев осыпало перепелками. Бывает... А вот касательно "чего-это" - оно оказалось мелким, круповидным, как иней на земле. Оно быстро гнило. На традиционную манку, унесенную смерчем с продовольственной базы, это явно не тянуло. Но что могло там быть, в этой клятой пустыне? Не поверите! По одной из версий это грибы! Оказывается, пустынные трюфели до сего дня являются деликатесом у бедуинов Кувейта. Вот как происходит сбор: Ранней весной рынки в Кувейте кишат торговцами, покупающими и продающими это белое и бежевое кулинарное «золото». Спрос на пустынные трюфели, называемые fagga, столь высок, что лишь на одном из рынков столицы их продают в 120 киосках. Этот деликатес имеет долгую историю. О нем упоминал еще путешественник и купец Ибн Баттута, живший в XIV веке. Пустыни Ближнего Востока и Северной Африки являются основным ареалом произрастания этих трюфелей, которые, в отличие от своих европейских собратьев, имеют более светлый цвет, менее выраженный запах и вкус. Запах при термообработке практически полностью улетучивается. Пустынные трюфели также дешевле европейских. А весит такой гриб от 30 до 300 грамм. Хотя они и принадлежат к царству Грибов, но по вкусу больше напоминают картофель. Губчатые, с землистым вкусом, они богаты белком и работают как усилители вкуса для тушеного мяса и соусов. Особенно хороши пустынные трюфели в соусах с луковой основой. Их нередко добавляют в традиционное арабское блюдо из мяса и риса под названием кабса, или макбус. конечно, это не похоже на иней, но помимо трюфелей растут и другие грибы - помельче. Собирать их труднее. Хотя если к примеру высыпало множество белых (не бежевых) трюфелей по 30 грамм - это будет похоже на рассыпанные градинки. Однако трюфели не смердят к вечеру, хотя и начинают сжухриваться. Бывают они и червивыми. В Европах трюфель поражает трюфельная муха, которая находит его по запаху. В пустыне хрен знает как черви попадают в гриб. Кроме трюфелей в пустыне растут и другие грибы. Но местные их не собирают. Возможно, что среди них есть что-то более хрупкое и быстропортящееся. Макбус пробовал в ресторане в Акабе. Даже не предполагал, что это грибы. Гы. Если принять грибную версию, то опять же не бьется огромное количество беженцев с количеством грибов. Каждая семья набирала по гомору, а гомор - это большая фляга для воды. 22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. 23 И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. 24 И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. 25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день. 27 Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли. 28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. 30 И покоился народ в седьмой день. 31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. Бог управлял ростом грибов по субботам. На вкус трюфель напоминает жареный грецкий орех, на медовую лепешку не очень-то похоже. ((( Семена кориандра для сравнения Некоторые исследователи рассказывают о плодах тамариска. Но сказано же, что зерен этих должно быть полно на земле, а не на ветках. А к вечеру они должны воссмердеть. Кто-то предлагал рассматривать капельки смолы какого-то северо-африканского кустарника. Куст разбрызгивает капельки вокруг, они сладковатые на вкус и тают на солнце. Но не смердят. Зато смердеть могут синайские улитки - мелкие такие (редкие экземпляры бывают больше 25 мм). Эти улитки легко переносят жару, располагаются прямо на грунте. Сварить их можно, но по вкусу на медовую лепешку тоже не потянет и как к тому же доставать эту мелочь из ракушки? И как их печь? Ракушки же будут хрустеть на зубах? В общем, окончательного ответа нет. 32 И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. 33 И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. 34 И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. 35 Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. 36 А гомор есть десятая часть ефы. Манна "что это" не портилась в золотом сосуде. Насчет 40 лет - это уже явное забегание вперед. Пока несколько дней прошло. Еще есть свой скот, перелетные птицы, не все пальмы объедены, не все трюфели найдены и ултки сварены. Нет особой нужды переходить полностью на манну. "Э-э-эх, попадёшь к вам в дом — научишься есть всякую гадость!" (с) Карлсон |