edgeways.ru
|
|
Отв: Главы 32-последние Путаные заветы, рога Моше и треп Аарона Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 26, October, 2020 20:19 1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. 3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. 4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 5 Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. 6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. Это одно из самых непонятных мест Книги. Народ только что божился Моисею в верности заветам, Моисей водил Аарона и старейшин на встречу с богом (правда лично они его не видели, только туман, но видели сапфировое ложе), люди были свидетелями и участниками прохода сквозь море, видели еще кучу чудес. Но нет! Толкователи начинают изворачиваться, говорят, что литой телец изображал самого Моисея, который сгинул на горе Хорив, что дрова собирали в субботу, потому бог разозлился, что Моисей вообще принес ранее не 10, а только 7 заповедей, и в них не было ни слова про запрет на изображения и идолов, ну и прочую чушь. Дальнейшие события вовсе теряют логику. 7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; 8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; 10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Моисей представил свою престарелую Птичку и сколько им придется потрудиться и пошел в отказ. Ему удалось подловить бога на тщеславии! Типа евреев изничтожишь - египтяны злорадствовать будут, потешаться над тобой. 11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, 12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; 13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. 14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. Далее Моисей понесся с горы вниз, прихватив с собой верного Исуса, который совсем отощал за 40 дней, сидя на границе горного тумана. 15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; 16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. 17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. 18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. 19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; 20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. Моисей разгрохал скрижали, затем подскочил к тельцу и сжег. Т.е. телец был не золотой, а деревянный, но инкрустированный золотом. Получившиеся угли Моисей растер в порошок, размешал с водою и заставил всех пить. Такая расправа с идолами будет в Библии не раз. Каждый раз речь идет про так называемые ашеры. Полез смотреть, что это такое. И тут выясняется, что Иегова был женат! Вот так так! Жену Всевышнего звали Ашера. Она символизировала собой природу и женское начало. Огромное количество раскопок это подтверждает. В Иерусалимском археологическом музее выставлены скульптуры и изображения богини. Ученые считают так - Яхве некогда считался не самым старшим божеством. Старше его были Эл и Астарта/Иштар. Символом Эла был бык. Яхве в пантеоне был на уровне Ваала. Естественным образом по ходу жизни у многобожников иерархия богов меняется. У древних евреев дело начало клониться к единобожию, Яхве получил полномочия Эла и через какое-то время стал главным или самим Элом. Иштар в местном произношении Ашер стала считаться женой Яхве. Ее стали почитать, выбирая некое дерево в роще, либо специально сажая дерево, либо ставя столб на холме. Рядом ставили каменный столб или вертикальный камень - это был символ Яхве. Рядом же располагали жертвенник из дикого камня с решеткой. Становится понятно, почему Авраам выбрал местом жительства дубраву Мамре - там стоял/рос ашер и находился жертвенник (марийский дуб видимо и есть древний ашер!). Ашеры упоминаются в Библии в следующих частях 40 раз, поклонения им запрещают, столбы рубят, жгут, но поклонение продолжается. Всесожжениям на высотах и в дубравах увлекались все евреи, не ушедшие в Египет. Поэтому их Книга приравнивает чуть ли не к язычникам. Книга подвергалась редактированию, из нее пытались вычеркнуть ненужные отсылки к многобожию, но всё вычистить не удалось. Например, одного из сыновей Якова-Израиля зовут Ашер (в русском тексте Асир). Это имя относится к т.н. теофорным, т.е. именам, в которых имя бога/идола входит составной частью. 21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? 22 Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. 23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. 24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец. 25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. 26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. 27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. 28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. 29 Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение. Удивительно, как легко отбоярился от проблемы Говорун. Народ сказал - сделай бога, я сережки собрал, в огонь кинул, телец сам и отлился, ога-ога, так и было! И Моше типа поверил! И Сущий тоже типа поверил в эту лабуду. Второй помощник Моисея Ор вообще слинял куда-то. Моисей собрал колено Левии (отличившегося резней города Сихема) и натравил на табор. Будущие священники начали резню правых и виноватых. 30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. 31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; 32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. 33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; 34 итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. 35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон. Здесь не ясно, что имеется ввиду. Чем бог поразил евреев-идолопоклонников? Самоуправство Моисея никак не откомментировано. 1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; 2 и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, 3 [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. 4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Бог снова повторяет завет, упоминает молоко и мед, которых в Палестине отродясь не было в указанном количестве (и не будет). Чтобы Моисей не бегал часто на гору для получения-передачи божественных распоряжений, была устроена скиния собрания (большой шатер а-ля сельский клуб). 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива. 7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Здесь явный перебор с выражением "лицом к лицу". Все думали, что это так, но на самом деле на бога смотреть было нельзя под страхом смерти. Об этом далее. 18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]. В общем, Моше увидел бога только со спины. Становится понятно, что Яков-Богоборец боролся не с богом, а либо с аватаром, либо вообще не пойми с кем. И во сне он бога видеть не мог, только если сандали его на лестнице, ведущей в небо. 1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; 2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; 3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. 4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. Это уже седьмое путешествие кажется. 5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. 6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 7 сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. 8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] 9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим. 10 И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; 11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев; 12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Как-то так получается, что в завет бога с Израилем все время вплетаются дополнения. Обещаются чудеса невиданные. И новое указание - не вступать в браки с хамитами и семитами-аморреями. Далее более. 13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], 14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель. 15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. 17 Не делай себе богов литых. 18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. 19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; 20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупа́й; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. 21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. 22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; 23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, 24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году. 25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. 27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. 28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие. И вот здесь совсем неясно - прежние заповеди (не убей, не укради, почитай родителей и пр) считаются действующими или только перечисленное является десятисловием? 1. не заключай союзов с язычниками 2. сокруши их изваяния 3. никаких браков с неверными 4. приноси выкуп за первенцев 5. соблюдай шаббат 6. отмечай опресноки (седьмицу), праздник начала жатвы (первого урожая) и праздник плодов (второго урожая) 7. соблюдай кашрут Еще трех заповедей не хватает. Все запутано. Моисей снова не ел 40 дней и даже не пил - долбил надписи на скрижалях. Далее следует история с рогами Моисея. В старых переводах написано, что Моисей стал рогат. Его так и изображали вплоть до Средневековья. Однако в Синодальном переводе подошли к переводу более тщательно - Моисей стал светиться. 29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. 30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. 31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. 32 После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. 33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. 34 Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было [ему от Господа]. 35 И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним. Т.е. понятия о нимбе еще не было. Сияние вокруг головы святого представлялось в виде веера из лучей - как у статуи Свободы в Америке или у Митры на старых фресках. В тексте лучи обозначались как рога! Отсюда непонятки. Собственно и короны поздних королей должны были изображать сияние лучей вокруг головы - типа помазанники божии, почти святые. Далее Моисей объявил сбор ценностей для изготовления утвари и тканей для правильного обустройства скинии согласно утвержденного дизайн-проекта. Следующие несколько глав пересказывают процесс изготовления все компонентов. На этом часть Исход и заканчивается. Сказано сколько конкретно талантов и шекелей (в данном случае это меры веса) было потрачено золота и серебра на изготовление утвари для скинии. Был утвержден порядок круглосуточного обслуживания скинии компанией "Аарон и сыновья". С момента выхода из Египта прошло месяца 4-5. Все жрут трюфельную манну и изредка падающих перепелок. При этом вокруг на голых камнях пасутся еврейские стада (тоже трюфели шамают?), живущие по соседству мадианетяне, амалекитяне и исмаилиты еврейский табор не беспокоят. Почему-то... |