edgeways.ru
|
|
Отв: Левит (продолжение 6) Синагога как ломбард Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 11, November, 2020 10:18 Глава 27 - странная и малопонятная. Дело в использовании идиомы "посвящение господу". Нормальный человек христианской цивилизации понимает под этим наложение обетов во имя господа и укрощения плоти (монашество, безбрачие, отказ от богатства, благотворительность и пр). Здесь же под посвящением господу понимается денежный займ под залог. В качестве залога выступает недвига, скот и сам заложник, а также члены его семьи. В качестве оценщика залога выступает священник-левит.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, 3 то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; 4 если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; 5 от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; 6 а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; 7 от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей. 8 Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник. 9 Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: 10 не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет святынею. 11 Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, 12 и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; 13 если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей. 14 Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится; 15 если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его. Далее расписываются нюансы залога земли в связи с имеющимся урожаем и особенностями оценки в зависимости от приближающегося юбилея, когда землю по-любому надо возвратить владельцу. Это дело опустим. Священники контролируют систему мер, эталоны объявляются священными. 25 Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле. Далее речь идет о том, что позже назовут "церковной десятиной". Если до этого момента жертвы были как бы платами за грехи и выкупом за первенца, который должен посвящаться господу + добровольные жертвы благодарности за ниспосланную удачу, победу или прочие какие ништяки, то теперь помимо этого добавляется десятина на содержание кучи левитов. 30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; 31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. 32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; 33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Что такое "выкупить десятину свою" - не до конца понятно. Если чел не хочет отдавать натурой, то может заплатить деньгами, но на 20% дороже стоимости? А смысл? Надо будет смотреть комментарии экзегетов. Также есть еще заклятое имущество. Его забирать у левитов нельзя. Это по-видимому имеется ввиду завещанное, а не заложенное имущество. Вот сколько всего надиктовал Моисею Сущий на горе Хорив (Синай). Интересен вопрос - у соседних народов были в ходу подобные денежные отношения, или это изобретения спецом для евреев? Моисею представлен завет, по которому должно жить патриархально-теократическое государство. Царя как бы нет, есть мессия. И есть главы кланов. Чиновников нет, их заменяют левиты. Касты военных нет, обходятся ополчением. Институт рабов не устоялся, есть свои и чужие, у рабов есть права и юбилейные годы. Священники и старейшины являются до кучи и судьями. Торговлей готовы заниматься все! На скотоводство люди готовы забить болт (только праздник кущей отмечать в память о былом). Явно Левит написан задним числом, а не перед вторжением в Ханаан... |