edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 6 Длинная история с Гедеоном Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 25, April, 2021 23:21 Гедеон стал судьей №6. История о нем расписана на несколько глав. Это вам не одна строчка про какого-то Самегара.
История Гедеона сконструирована, об этом можно судить по географическому фактору. История начинается с того, что у все более развращающегося Израиля появился новый враг - кочевники. Они названы людьми с востока. Но когда начинается перечисление, оказывается, что это всё знакомые нам народы - мадианитяне (соседи и союзники моавитян), амаликитяне, исмаилиты и пр. Те же исмаилиты, как сказано в ранних частях Книги, жили в пустыне Фаран (на границе пустыни Син), т.е их земли вошли в состав удела Иуды и Симеона. Их типа завоевали лет 50 назад. Амаликитяне - это кочевая часть колена Исава,обосновавшегося в Петре (Едом). Для нашествия на землю Обетованную у них есть 2 варианта - тупо идти на север через земли Иуды или обойти Мертвое море и вломиться в Израиль через переправы возле Иерихона и Галгала. Поскольку они наззваны "людьми с востока", а не "людьми с юга", то понятно, что враги выбрали второй вариант. В этом случае должно было сильно пострадать колено Рувима. Люди с востока приходили ежегодно 7 лет подряд и творили безобразия, все ломали, съедали и грабили. Израильтяне даже начали строить укрытия в укромных местах. 1 Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. 2 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. 3 Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; 4 и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. 5 Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее.. Упоминание Газы говорит о том, что и 1 вариант маршрута "людьми с востока" использовался - Иудея тоже страдала от набегов. Забавно, что еще недавно израильтяне сами вели кочевой образ жизни, а теперь их эти бедуины проклятые достали до печенок. 6 И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. 7 И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, 8 послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; 9 избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, 10 и сказал вам: "Я - Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете"; но вы не послушали гласа Моего. Здесь непонятно, про какого пророка речь идет. Или просто время у глагола перепутано. Т.е. должно быть написано: И решил Господь послать пророка (судью), который скажет израилю то-то и то-то. Слышал о такой проблеме, что в древнем иврите была проблема с глагольными формами. Далее стандартно - с посланием прибывает ангел. 11 И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! 13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. 14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. Офра (Дом праха или пепла) - городок на север от Иерусалима, рядом с Вефилем. Близ города была дубрава, которую забрало себе одно из семейств колена Ефрема. В дубраве было аморрейское капище, которое вопреки завету бога и Моисея так и не было разрушено. Там стоял камень под дубом. В принципе камень можно было ставить и в честь Яхве, как делали в старину. Но ближнее дерево, олицетворявшее женское божество, следовало бы уничтожить. Но этого израильтяне не сделали. Ханаанцы ходили на ритуалы в рощу, новые хозяева рощи смотрели на это сквозь пальцы. Теперь туда заявился ангел (в виде обычного путника) и уселся под дубом. Гедеон ( в переводе что-то среднее от "воин" и "рубить", т.е. Рубака) в это время ныкал пшеницу в большие чаны для вина (точила), чтобы хлеб не достался продотрядам восточных людей. Рубаку смутил этот нежданный гость с посохом, который начал Рубаке льстить, называя мужем сильным. Рубака сделал вид, что поверил пришельцу и стал ему подыгрывать, про себя решив, что надо этого проходимца проверить. Для начала он начал с ангелом препираться: 15 [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. 16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. 17 [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: 18 не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Рубака попытался обратить внимание на то, что бог действует вопреки традиции - обращается к младшему в обход старших авторитетов, выбирает племя не по ударной мощи или благосостоянию (результату благоволения небес) и пр. Богу пришлось повторять приказание. повторил приказание, но Рубака все равно остался при своем мнении. Он пошел готовить угощение, ангел остался в одиночестве, обещал не уходить. 19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. 20 И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. 21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. 22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Ангел произвел нехитрый трюк при помощи посоха, после чего стал невидим. Гедеон таки понял, что это был настоящий посланец божий. Он возопил. Бог ответил ему во сне. 22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. 23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. 24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом*. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой. 25 В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, 26 и поставь жертвенник Господу Богу твоему, [явившемуся тебе] на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. По новым правилам для постройки жертвенника Яхве Гедеону следовало бы вызвать ближайшего левита, все рассказать, получить добро. Левиты должны устроить жертвенник, выбрать и разделать жертву по правилам, описанным в Книге Левит, они рискуют жизнью, если недостаточно четко исполнят обряд. Ибо Яхве - бог-ревнитель! Но все происходит как в добрые старые времена Авраама - сплошная самодеятельность и импровизация... 27 Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью. О как! У Гедеона есть 10 рабов. И при этом он жаловался богу на свою бедность? 28 Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике. 29 И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. 30 И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем. 31 Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. 32 И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его. Здесь не очень понятно, кого стали звать Иероваалом - Гедеона или его отца? Дальше станет ясно. Иероваал (правильнее Йаруб Баал) - спорящий с Вааалом. Во всей этой байке обыгрывается утверждение, что Яхве (Сущий) - бог живой, остальные боги - неживые истуканы. Хотя это спорно конечно же. Сегодня спецы-религиоведы говорят так - бог живой, пока в него верят люди. Сокращается контингент верующих - слабеет и умирает и бог. 33 Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской. Здесь для нагнетания обстановки авторы забубенили некий союз всех кочевников, что в реале вряд ли могло иметь место. Но пусть будет железный союз нескольких орд. Гедеон понял, что ему предназначена миссия разобраться с этими ордами. НО! Жалкий трюк с огнем из камня и ночной голос в голове вдруг показались Гедеону недостаточными основаниями для выступления в качестве главы сопротивления. Он решил потребовать от бога четкого знамения, причем на своих условиях! Бог вынужден был согласиться с этим постоянно сомневающимся субъектом. 34 И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. 35 И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им. 36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, 37 то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. 38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. 39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. 40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. продолжение следует |