ВИКИ говорит
Ксилография
Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки.
В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.
На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм.
После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.
[
ru.wikipedia.org]
Для печати с досок надо всего две вещи: набор ножей и специальная краска!
Вопрос, почему данный способ придумали так поздно?
Имеет достаточно простой ответ. Это то, что называют легендой о Костере!
ЦИтаты отсюда: Анатолий Александрович Бахтиаров
Иоганн Гутенберг. Его жизнь и деятельность в связи с историей книгопечатания.
[
fictionbook.ru]
Для тиснения книг табличным способом образовались цехи мастеров; из них наиболее значительные были в городах Аугсбурге, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне, Кельне и других. В Ульме в 1430 году существовали рисовальщики и фабриканты карт, а в 1441 году появились и резчики форм. Тиснение досками (таблицами) в особенности процветало в Нидерландах. В 1442 году в Голландии уже были известны так называемые печатники и иллюминаторы, заменившие прежних переписчиков и рисовальщиков.
В этом роде деятельности прославился гарлемский
гражданин Лауренс Янсон Костер. Известия о нем записаны, по преданию, гораздо позднее времени, когда он жил. Некоторые голландские ученые вывели
из них заключение, что изобретателем печатания посредством набора, составленного из литер, был Костер; ему поставлен в Гарлеме памятник как истинному изобретателю книгопечатания. Но это мнение основано больше на патриотических чувствах, чем на
достоверных данных.
Рассказывают целую легенду о
том, будто бы Костер случайно напал на мысль книгопечатания. Гуляя в лесу близ Гарлема, он сорвал свежую ивовую ветку, содрал с нее кору и вырезал буквы
своего имени – в виде игрушки для своего внука.
Ветка была влажная.
Костер завернул ее в бумагу
(пергамент) и положил в карман, а потом и забыл про
нее. Только на другой день вынул он сверток, развернул и глазам не поверил: вырезанные буквы отпечатались на бумаге (пергаменте).
Костер в первую минуту не мог понять, отчего это
так случилось, но потом сообразил, что палочка, на
которой он вырезал буквы, была влажная и что, когда
он положил ее в карман, она выпустила из себя сок, и
вот выпуклые буквы, покрытые этим соком, отпечатались на бумаге (пергаменте), а когда ивовый сок подсох, то он потемнел, и буквы стали видны. Такова поэтическая легенда об изобретении книгопечатания.
Говорят, что Костер первый напечатал книгу «Зеркало спасения», а наборщики, разобрав шрифт и воспользовавшись временем, когда хозяин с семьею был
в церкви, унесли шрифт в Майнц. Здесь будто бы воспользовался его тайной Иоганн Гутенберг, которого
давно преследовала мысль получать возможно большее количество оттисков с одной и той же рукописи.
Но все это – голландская переделка немецких рассказов о расхищении шрифта при взятии Майнца
Главное в данном рассказе это время появления ксилографии в Европе – район 1440 года!!!
А вот далее следует удивительное совпадение, Вазари говорит, что масляную краску для росписи на дереве придумал Ван Эйк, а это те самые Нидерланды, а по времени на десяток лет пораньше, где-то в районе 1434 года.
Типографская краска??
Совпадение – возможно, или реальность – надо дальнейшее исследование.
Да, на досках, скорее всего, резали прямое изображение текста, затем полученное зеркальное изображение переводили на новую доску и вырезали уже зеркальное изображение. Двойная работа, но надежность, исключающая не нужные ошибки. Точно так же вероятно резали деревянные литеры.
Ну а дальше Гутенберг.
При фабрикации зеркал главное внимание компании было обращено на тисненые металлические рамы. Что компаньоны занимались вообще металлическими работами, видно из тех закупок, которые они делали. В распоряжении компании находился какой-то станок.
Так как распродажа зеркал замедлилась ввиду того, что большая ярмарка в Ахене с 1438 года была перенесена на 1440 год, то товарищество Гутенберга воспользовалось этим временем, чтобы сосредоточиться на изучении способа печатания рукописей.
Согласно указаниям одной кельнской хроники, первые опыты Гутенберга по изобретению книгопечатания относятся к 1440 году – в городе Страсбурге.
Собственно задача Гутенберга состояла лишь в
том, чтобы разрезать голландские доски на отдельные буквы... Из этой идеи возникло и само книгопечатание
Краска для печати и деревянные литеры есть, можно печатать, но Гутенберг не зря работал с зеркалами, он знает о сплавах свинца с сурьмой.
С теми самыми, недавнр появившимися выпуклыми зеркалами!
Но как он дошел до металлических литер покрыто мраком.