edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Отв: Представления о том, как могло бы... Пользователь: gogasy (IP-адрес скрыт) Дата: 22, November, 2015 02:38 Другой историк книгопечатания Карл Фаульман полагал, что Гутенберг первоначально применял не металлические, но деревянные пуансоны. Именно этим он и объяснял различное начертание одноименных литер в 36-строчной Библии, которая, как он считал, напечатана раньше, чем 42-строчная. Фаульман переснял четыре строки из 36-строчной Библии и сильно увеличил их. На снимке, который он поместил в книге "Изобретение книгопечатания по новейшим исследованиям", действительно очень наглядно представлена разница в начертании букв [136]. Но Гутенберг делал это сознательно, пытаясь имитировать рукописные почерка. Именно это лежит в основе его шрифтовой системы, о которой пойдет речь в дальнейшем. Одноименные литеры разнятся и в 42-строчной Библии, но К. Фаульман этого не замечал, ибо считал, что шрифт этого издания отлит с матриц, оттиснутых металлическими пуансонами.
Более того, К. Фаульман допускал, что 36-строчная Библия вообще напечатана деревянными литерами. Эншеде такую возможность отрицал. Он выгравировал на деревянных брусках алфавитные знаки и составил из них строку. Буквы на оттиске не держали линии строки; они "гуляли" взад и вперед, вверх и вниз. Чтобы доказать неправоту Эншеде, Фаульман поручил венскому граверу Понтеру выгравировать комплект деревянных литер, копирующих шрифт 36-строчной Библии. Работа была выполнена с завидным умением. И на оттиске, изготовленном с набора деревянных литер, буквы отлично держали строку. Одного Фаульман не учел. Если бы 36-строчную Библию печатали быстро изнашивающимися деревянными литерами, ее типографу не хватило бы целой жизни, чтобы такой шрифт выгравировать. Все это говорит о том, что ясности со способом печати первых книг не было очень давно [vivovoco.astronet.ru]. И твоя уверенность не более чем одно в целой цепи других мнений. Что касается целой жизни на вырезку шрифта из дерева, то пример нашего лото показывает неограниченные возможности там где есть реальный доход от производства. Давай сосредоточимся лучше на анализе эры Скалигера и Григорианской реформы |