edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 14. Снова про природный битум Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 09, September, 2020 03:22 1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,
2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. 3 Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. Начнем по порядку. Пишущий библейский текст аффтар отступает от своих правил и уже не хочет уточнить родословия семитских царей - чьи они дети-внуки. Не хочет аффтар и уточнять дату. При жизни Аврама дело было и хватит этого. Сильно сбивает русское слово "царь". Оно произошло от византийского и римского "цезарь". Мы знаем как мучительно долго русские великие князья пытались закрепит за собой титул царя. В Библии же царями называют кого попало! Понятно, что в Месопотамии никаких царей-цезарей не было. Правители именовались по-другому. Местность та было людной, титулы пышные. Но и в крохотных городках у Мертвого моря правители названы аффтаром царями. Безобразие. Позор переводчикам. Эламиты и вавилоняне собрали совместное войско и направили его в долину Сиддим, которая представляет собой впадину в полкилометра глубиной, в ней и находится Мертвое море с уровнем 430 м ниже уровня Мирового океана. Название долины происходит от слова "сид", которое и означает природный асфальт. Другое название сида, используемое в Библии - хемар (в русском переводе просто смола). Этот самый сид и был источником местного экспорта. Содомиты поставляли сид (земляную смолу) в Египет, где она использовалась для бальзамирования и изготовления мумий (мум - египетский аналог слову сид)! Сид с Мертвого (или Соленого) моря поставлялся и в Междуречье, хотя в Южном Иране имелись также источники битума. Битум использовали для смоления кожаных и тростниковых лодок на Тигре и Евфрате, а также для герметичной обмазки резервуаров для воды в засушливых местах. Также битум использовался в качестве строительного раствора - об этом говорилось ранее. Отдельный вопрос - могло ли не быть Мертвого моря в упомянутой долине? Если его не было, куда же девались воды реки Иордан (который был несколько многоводней, нежели сегодня)? Стекали в дыру в земле? Терялись в песках как воды Амударьи? Нет, Мертвое море существовало миллионы лет. Под дном Мертвого моря находится т.н. асфальтовый вулкан. Подобный вулкан сейчас изучается в водах Мексиканского залива. Но там меньшая плотность воды, весь изверженный асфальт оседает на дне. А на Мертвом море он всплывает! Это явление отмечалось еще в античности. Читаем [idelsong.livejournal.com]: Тацит История 5:6: Озеро, в которое впадает Иордан, огромно, почти как море, лишь вода его более отвратительна на вкус; над ним подымаются тяжелые испарения, которые несут чуму людям, живущим по его берегам. Ветер не волнует поверхности озера, рыбы не живут в нем, и не приближаются к нему привыкшие плавать птицы; неподвижные воды, словно покрытые твердой корою, удерживают на своей глади любой предмет и не дают утонуть ни опытному пловцу, ни новичку, едва умеющему плавать. В определенное время года озеро извергает из своих глубин смолу, и люди постепенно научились ее вылавливать, руководствуясь в этом промысле, как и во всех других полезных ремеслах, исподволь накопленным опытом. Это черное вещество в обычном состоянии представляет собой жидкость, но если налить на него уксусу, оно густеет и всплывает на поверхность; тут его берут руками, втягивают на палубу, и тогда оно само по себе, без всякой помощи, начинает изливаться в глубь корабля до тех пор, пока не перережут струю. Перерезать же ее нельзя ни медью, ни железом; она прерывается только от крови, — если поднести к ней одежды, смоченные в той крови, что каждый месяц выделяют женщины. Так по крайней мере рассказывают об этом промысле старинные писатели. Люди же, хорошо знающие тамошние места, говорят, что смола плавает на поверхности озера, ее хватают руками и вытаскивают на берег, а потом, когда она высохнет от испарений земли и солнечных лучей, рубят на куски топорами и клиньями, наподобие того как раскалывают бревна или камни. Страбон (16:42-43) описывает добычу асфальта в Мертвом море: Озеро полно асфальта. От времени до времени асфальт извергается на поверхность из самой глубины с пузырьками, как будто происходит кипение воды. Поверхность воды, вздуваясь, получает вид холма. Вместе с асфальтом поднимается на поверхность большое количество похожей на дым копоти, но незаметной для глаза. От этой копоти ржавеет медь, серебро, все блестящие предметы и даже золото. Окрестные жители, как только их сосуды покрываются ржавчиной, знают, что начинается извержение асфальта; затем они приготовляются к добыванию его с помощью плотов, сооружаемых из камыша. Асфальт представляет собой глыбу земли, которая сначала под влиянием тепла становится жидкой, а затем извергается наружу, разливаясь по поверхности. Потом от действия холодной воды (ибо такова и есть вода в озере) земля эта снова переходит в твердое состояние, так что ее нужно резать и рубить. Асфальт плавает на поверхности благодаря тому естественному свойству воды, в силу которого, как я уже сказал, здесь не нужно умения плавать. Никто, погрузившись в озеро, не может утонуть, но поднимается водой на поверхность. Жители подплывают на плотах, вырубают асфальт и увозят такое количество, сколько каждый может взять.Таково свойство этого явления. Однако, по сообщению Посидония, местные жители, будучи колдунами, применяют заклинания, а также пользуются мочой и другими зловонными жидкостями, которыми они обливают асфальт, затем его выжимают, дают затвердеть и разрезают на куски. Описание Страбона практически совпадает с описанием Диодора Сицилийского 2:48: Там же имеется большое озеро, которое в изобилии производит асфальт, и от этого они получают немало прибыли. Оно имеет длину около пятисот стадиев и ширину около шестидесяти, и вода в нем настолько плохо пахнет и так горька, что в ней не могут существовать рыбы или любые другие животные, которые обычно живут в воде. И несмотря на то, что это озеро получает большое число чистых рек, вода сохраняет отвратительный запах. Каждый год из его середины поднимается большая масса кипящего асфальта, которая иногда распространяется более чем на три плеѳра, а иногда только на два, как большой телёнок. И когда это происходит, варвары, которые живут около озера, обычно называют это большим стадом быков. Так как асфальт плавает на поверхности озера, для тех, кто его видит с расстояния, он принимает вид острова. И о том, что происходит извержение асфальта, местным жителям становится известно за двадцать дней до этого, потому что на расстоянии многих стадиев вокруг озера ветром разносятся зловонные пары, которые изменяют цвет серебра, золота и меди, и те, будучи на воздухе, теряют свой характерный блеск. Но цвет их снова возвращается, как только прекращается извержение асфальта. Диодор Сицилийский пишет, что Антигон Одноглазый воевал с набатеями, чтобы перехватить у них торговлю битумом с Египтом, но потерпел поражение от Селевка, и торговля осталась у набатеев. После того, как египтяне отказались от бальзамирования, спрос на битум снизился, но все равно оставался. В 1138 г. король Иерусалима Фулк предоставил монополию на добычу битума жителям Ткоа [2]. В наши дни асфальт всплывает все реже. Последняя глыба всплыла в 1969 году. Фото. Возвращаемся к тексту главы 14. Месопотамцы покорили царей Мертвого моря на 13 лет. На 14-й год те восстали. 5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, 6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. 7 И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. 8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским,- четыре царя против пяти. 10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. 11 Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. Комментаторы Книги уверяют, что расшифровали вавилонскую клинопись и нашли имена перечисленных царей, даже уверенно идентифицируют некоторые города. Верится с трудом. Тем не менее хочется дать свой коммент к событиям. Я проезжал места, где типа происходила та войнушка. Если там и были битвы, то все имело крошечно-местечковый характер. Природные условия ужасные - днем температура градусов под 50, ночью было +38. Мерзкая вязкая влажность от испарений с моря. С иорданской стороны к морю примыкают горы. С них стекают редкие ручьи. У этих источников какие-то убогие поселения, парники, в которых в ужасных условиях трудятся египетские гастеры. Соляные карты тянутся вдоль дороги - там добывают соль Мертвого моря и лечебную косметическую грязь. это дорога между морем и горами, наверху то, что дураки принимают за жену Лота. Впрочем за нее принимают любой торчащий каменный останец. В библейские времена вытаскивали из моря плавающие глыбы асфальта и разделывали их. Смоляные ямы - это резервуары, куда помещали "улов". Вряд ли там могли утонуть 2 царя. По жизни смоляное озеро выглядит так: эта фотка с озера Пич-Лэйк на острове Тринидад [masterok-livejournal-com.turbopages.org] Не знаю, как выглядят источники битума в Эламе, но может это там бегущие противники попали в битумные ямы. На Мертвом море ничего похожего нет. Впрочем упавшие в смолу цари не погибли, царь Содомский преспокойно участвует в дальнейших событиях. Их видимо вытащили, обваляли в перьях и пустили всем на потеху. ))) Так вот про местечкововть великой битвы. В те ужасные места невозможно было послать приличное по размером войско. Прибыл небольшой карательный отряд морд в 100-200. Напал на поселки добытчиков сида, наваляли всем люлей. Местные паханы рванули в горы. Все это раздувается до уровня Первой Мировой войны. Гы. Гыперболизация однако, мать ее... 12 И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. 13 И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. 14 Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; 15 и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; 16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Эламиты захватили зачем-то Лота и его имущество (скотину? золото?). Посланец преодолел нехилое расстояние километров в 100 вокруг Мертвого моря, прежде чем добрался до Хеврона. Аврам именуется Евреем. Он же из колена Еверова. И при этом он Аморреянин. В переводе аморреи означает "западные люди" (подобно украинскому слову западенцы). Все семиты остались в Месопотамии, только Фарра увел своих на запад, оттого и западенцы. В этом куске упоминается дом Аврама, в котором родилась целая куча рабов. При этом постоянно говорится, что Аврам живет в шатре, а не в каком-то доме. Под домом подразумевается клан. У греков семейный клан назывался дем, возглавлялся патриархом. Отсюда и слово демократия. Демос - это представители кланов (женатые мужчины, способные держать оружие и исполнять общественные поручения, имеющие домашнее хозяйство и т.д.). Рабы, как говорилось ранее - это зависимые люди типа крепостных. Одни попадали в крепость на некоторое время, другие на всю жизнь. Фактически они становились членами семьи, но с минимальными правами. Эти пастухи в обычной жизни были не против поработать боевыми холопами. Образовалась банда в 318 человек, которые преследовали карательный отряд эламитов аж до самого Дамаска. Зачем эламиты выбрали такой окольный путь на Вавилон и далее - а ХегоЗ. Аврам Лота отбил, и слава богу! 17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино,- он был священник Бога Всевышнего,- 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. Это очень странный кусок. Царь Содома не потонул в битумной яме и вышел встречать Аврама. Причем Аврам проехал свой Хеврон и оказался южнее в районе нынешнего израильского города Беэр-Шева (библейская Вирсавия). Туда же прибыл некий таинственный персонаж - Мелхиседек царь Салима (Мелхиседек - не имя собственное, а титул. В переводе означает Царь Справедливости). Он считается основателем Иерусалима. Он же оказывается священником Бога Всевышнего, хотя еще нет никакого обряда, каждый совершает молитвы и жертвы по своему разумению, у каждого патриарха свой жертвенник. Хмм... Но во-первых из дальнейших событий мы узнаем, что никакого Иерусалима на нынешнем месте еще нет (а Дамаск уже есть)! Или это рассказчик забегает вперед и так маркирует местность, где происходит описываемое событие?). Значит это другой Салим (город Мира). Во-вторых абсолютно непонятно, кто назначил Мелхиседека священником? У бога что - был завет с кем-то еще помимо Аврама? Мелхиседек работает на исправление мерзких потомков Хама? А почему мы про это посреди книги узнаем? Про Мелхиседека существует множество преданий. Но от него не осталось никаких письменных трудов как от того же Еноха например. Тайна... В-третьих будущий (или уже настоящий?) первопатриарх Аврам, имеющий завет с богом, вдруг учреждает выплату десятины от дохода в пользу священника-царя справедливости. Неожиданный оборот. 21 И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. 22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, 23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю. После всего того, что начудил Аврам, этот его поступок - прямо верх благородства. Но это вовсе не означает, что он дальше не будет чудить. )) |