edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 4 Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 18, August, 2020 09:51 Эта глава посвящена рассказу об Каине и Авеле. Почему? Главной нитью здесь проходит тема жертвоприношений. Получив лечебный пендель от бога, Глина с женой устроили жертвенник для бога в надежде получить прощение. А может это яблоки с дерева познания начали действовать.
Сообщение о начале богослужений в этой главе даны почему-то в самом конце. Итак 1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. Когда Ева голой попой кверху работала в саду, у Адама не было особого желания "познать", но на выходе из рая желание возникло и слава богу! Алилуйя! Ева=Жизнь стала набожной, рассудила так, что муж - это только инструмент для заделывания детей, а реально ребенок взялся от бога конечно же. Ребенка так и назвали - Приобретенный = Каин (другие варианты перевода - Созидатель, Производитель, Трудяга одним словом). 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Авель в переводе значит Легкое дыхание, дуновение ветерка, Отдыхающий одним словом. Библия рассказывает только о сыновьях первой пары. Сколько было дочерей, она даже не упоминает. Почему? Тем не менее невест хватило и сыновьям, и внукам... Первые люди жили очень долго, в следующих главах будет произведен точный (до года) подсчет. Глина прожил более 900 лет. Видно в раю все же удалось куснуть от дерева жизни - только в этом случае все выглядит логично. Но кто-то переписал все с упором на древо познания... Идем далее. На выселках Глина занимался земледелием, тем же стал заниматься и Трудяга. Отдыхающий пошел другом путем - стал пасти овец и коз, доить их, в общем завел мясомолочный бизнес. К тому же он освоил убой скота. Может быть конечно и остальные члены семьи этим не гнушались, ведь человекам в конце концов отдали в подчинение всю окрестную живность. Но Библия про это не пишет, а про Отдыхающего написано конкретно: 3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Трудяга принес лепешку из лучшей муки. А Отдыхающий забил чем-то упитанное, жирное (тук - это жир, стада у Авеля были тучные) потомство от своих производителей, вырезал чем-то самые жирные куски, принес к жертвеннику и устроил такой шашлык-машлык..мммм... Богу подарок Отдыхающего понравился. Современный читатель тут не очень понимает ситуацию, а для средневекового или античного еврея все было ясно. В иудаизме создана целая шкала богоугодных жертв ( она обсуждалась тут [edgeway.ru]). Есть жертвы для искупления греха разного достоинства, есть жертвы возмещения несделанного добра (!) и есть просто заместительные по бедности, к которым относятся хлебные. Перволюдям эту шкалу никто не озвучил, в раю вообще убийство душ живых было запрещено. Авель вроде как с жертвами угадал, а Каин выставлен жмотом. Лабуду про грех, лежащий у дверей, разбирают богословы, здесь переплетаются особенности перевода, нюансы жертвоприношения и градации греха. Не будем вдаваться. 8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Трудяга, сын Глины и Жизни, вроде как считается человеком с открытыми на добро и зло глазами. Но почему-то он убивает брата и не понимает толком, что совершил зло, ничуть не раскаивается (хотя слово "каяться" в русском от слова Каин!), начинает врать богу. Убийство совершено из ревности (к богу) на религиозной почве. При этом Трудяга туп как дерево - надеется, что бог не докопается до трупа. 10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. В общем Каину отказано в будущем урожае. Не беда, забирай стада Авеля и паси. Но бог определяет Каина в цыгане. Тот начинает ныть и торговаться. На бога нытье как ни странно подействовало! 13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. 15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Странные слова насчет сгона с лица земли. Не на Луну же отправляется Каин. Почему его должен убить всякий встречный? Закон кровной мести? Кто его учредил? Впрочем бог выписал братоубийце охранную грамоту - спецзнамение. Расклады эти не совсем понятны. Вдобавок получается, что бог поощряет кровную месть. За убитого Каина его потомкам можно будет безнаказанно убить то ли 7 человек из рода убийцы их предка, то ли замочить всех до 7 колена, так выходит? 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Скитаться Трудяга не стал, что удивительно. Земля Нод переводится как земля ссылки. Т.е. Каин переселился чуть дальше владений отца. Он увел с собой сестру, "познал" ее и родил сына, которого назвал Основатель (Енох) и город основал под названием Основатель. Хммм...белиберда какая-то. Зажил Каин беззаботно в своем городке, дождался внуков и правнуков, не было никаких войн, покушений и прочих несчастий - ни о чем таком не говорится. Бог в их дела не лез. В конце концов Трудяга и в рай попал - Иисус искупил все грехи предыдущего человечества. Далее перечисляется каинова родословная: 18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. Неохота переводить все эти имена, хотя они могут что-нибудь сказать. Упоминание железа является датирующим признаком. 23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро Кого же убил Ламех = Могучий? Тут мы опять упираемся в обрезание. В смысле обрезанный текст Библии. Богословы христианские разглагольствуют на эту тему, кто во что горазд. У евреев же в книге Берешит записано предание, что Могучий в лесу случайно встретил своего прадедушку Трудягу и грохнул его. Какого отрока еще до кучи прикончил Ламех - нет ответа. Впрочем все они утонули в Потопе. Непонятно только , каким образом выжили ремесла, которые освоило семейство каинитов - кузнечное дело (по железу в т.ч. - это датирующий признак), игра на музыкальных инструментах (в русском переводе речь про гусли, а интересно, что там в исходнике?), сложение песен и что там еще? К нелогичности Библии начинаешь привыкать при вдумчивом чтении - абсурд затягивает... 25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. Имя Сиф значит Положенный. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Имя Енос означает Слабый человек. С рождением Слабака в семье начали молиться (призывать имя Господа). Получается, что жертвенник для ритуалов установили ранее, а молиться начали позже. Редактору Книги эти нюансы пофиг. : mmv13 |