edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 28 Он видел бога! И чо? Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 23, September, 2020 20:15 В прошлой главе старший брат в гневе грозился убить младшего за обман. Едва он перестал бегать с дубьем по табору, старый и слепой Исаак призвал младшего и вновь повторил ему благословение, даже не попытавшись его осудить или хотя бы укорить.
1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; 2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4 и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! 5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава. Иссак пожелал Пяткинду доброго инцеста в Месопотамии. Женские проблемы Сарры и Ревекки были не в счет. Волосатый сделал свои выводы из подслушанного: 6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7 и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9 и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих. Короче, Исав привез из земли дядюшки Исмаила третью жену себе, которая была его двоюродной сестрой. А Яков уже пилил в Месопотамию. Он решил идти из Беэр-Шевы вкругаля через нынешний Амман, хотя мог двинуть через бывший Содом на Петру или через приграничный Сур, а затем взять восточнее. 10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, 11 и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! 17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. 18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. 19 И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль*, а прежнее имя того города было: Луз. Это очень интересный кусок. Его надо разобрать поподробнее. Первое, но не самое важное - мы снова видим путаницу в топонимах. В Вефиль (Дом Бога) пришел еще Авраам. И у читающего про его приход сразу возникал вопрос - это какого же бога дом? Но оказывается теперь, что Авраам пришел в Луз (в переводе Миндальные деревья), в Вефиль Луз превратится лет через 100 если не больше. Видимо такая путаница будет дальше по всему тексту. Второе. Пяткинд был третьим человеком, кто после Адама и Еноха увидел бога. И как на это реагирует составитель Книги? Дает описание бога? Да ничего подобного! Ну бог, ну стоит на верхней ступеньке лестницы возле открытого портала. Вниз-вверх по ступенькам бегут курьеры-ангелы. Заметьте - не летят на крыльях, а бегут. Нет у них крыльев никаких. Бог заводит любимую пластинку - размножу тебя, все вокруг будет твое, бла-бла. Но Пяткинд же в курсе, что это все обещалось деду и отцу. Размножение еще как-то идет, а вот из недвиги только дыра в земле в собственности (Махпела). С другой стороны ему дают гарантии выживания, а это немало в его положении. Значит его не убьют по дороге в Месопотамию и обратно, его не грохнет брат по возвращении. В принципе можно поворачивать оглобли домой. Но у него есть задание - жениться на родственнице. Третье. При пробуждении Пяткинда все же накрывает страх. Он решает отметить место ночлега и ставит камень-памятник. Скорее получается камень-жертвенник, на который наш герой выливает случайно прихваченный елей. Это языческий ритуал вообще-то. В путешествии по Иордании я видел в пустыне каменные пирамидки из 3-4 камней. Я спрашивал, что это? Толком никто не мог ответить. На могилы было не похоже. На захоронения животных типа любимого верблюда тоже. На межевые знаки тоже не тянуло. Почитал кое-что по этнографии. Бедуины ставили такие знаки (пирамидки или вертикальные камни), чтобы отметить места встречи с духами местности или в память каки-то событий. Ветер закрутил пыль на въезде в ущелье - это местный джин злой сегодня, поставим камешек на попа. Напали разбойники и отняли кошель - положим тут камень на камень и пожелаем им нехорошее.... Пяткинд отметил место, где лестница уходила в небо (а предки-то не знали, где надо башню строить((( ). Дальше начинается самое веселое. Отойдя от шока, Пяткинд начинает борзеть и дает такой обет Всевышнему: 20 И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,- 22 то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. Что потребовал Яков от бога в обмен на полное ему подчинение: - безопасность в пути (бог это уже пообещал) - удачу в сватовстве (будет со мною) - хлеб (в смысле пищу) - одежду - безопасность по возвращении в этом случае фактически Яков обещает нечто вроде храма (дома Бога), в пользу которого будет жертвоваться десятина. Слово "храм" не произносится. Но смысл именно таков. С десятиной возникает неясность. Десятина как подать возникла, когда образовалось сообщество жрецов-левитов. Средства шли на их содержание, обслуживание жертвоприношений (резники, певцы псалмов, музыканты, учителя закона и пр) и частично раздачу бедным. Одним словом должна была иметь место церковь как структура. Но в данном случае этого ничего нет. Как Яков передаст богу десятую часть всего, что у него есть? Ну зажарит 10% скотины, сожжет десятую часть мешков с зерном, зальет жертвенник десятой частью бурдюков с вином, подбросит вверх десятую часть шекелей? У Авраама с Мелхиседеком и то всё ясней было. Отсюда напрашивается вывод про хрономаркер - аффтары Библии оперируют достаточно поздними категориями. Бытие писалось в период существования развитой религиозной структуры. Когда конкретно - другой вопрос. Последнее. В тексте главы дело представлено так, что Яков бежит жениться в Месопотамию один. Это маловероятно. Он движется в сопровождении слуг (в синодальном тексте они по традиции с летописями именуются отроками). Яков - не последний чел в своем клане. Кроме того он везет подарки невесте - без этого там никак (елей из этих запасов). Так что требования к богу надо умножить - безопасность, еда и одежда желательно для всей команды, индивидуально для Якова - это если совсем край. |