edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 31 Яков уходит от погони Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 28, September, 2020 21:44 Сыны Лавана (братья Белые) подсчитали приплод и прослезились. Они решили доложиться папаше.
1 И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне. Из этого куска и далее мы узнаем, что коварную хитрость подсказал любимчику Пяткину сам Всевышний. Как и мысль свалить домой. Т.е. трюк с прутьями придумал бог, хотя мог бы просто устроить обильный приплод стадам Якова. Одним словом, непонятно, причем здесь прутья? 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]. Просто поразительна реакция пяткиных жен. Вы думаете, что они были поражены, что их муж во сне общается с богом? Что бог вписывается за него в бытовых конфликтах и готов покрывать разные авантюры? Что вообще бог живой и он где-то рядом, наблюдает за жизнью вокруг и особо пристально за их семейством? Нет! Они, раз уж находятся под защитой небесных сил, решили ограбить дом отца своего! 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. 17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. Невесте на Ближнем Востоке вручают на свадьбе немалую кучу подарков, основная часть которых - драгоценности. Можно сказать, что ей достается значительная часть калыма. Это ее стабфонд, которым вольна распоряжаться она сама. По уверениям Якова тесть совершил 10 обманов, из которых описан подробно только один с подменой невесты. Но видимо были и другие. В частности Лаван зажал подарки невестам у себя. Рахиль компенсировала потерю, разорив папашино капище и стырив идолов, сделанных видимо из золота и серебра (или изукрашенных золотом и серебром). В этом месте не разъясняется, сама она в этих идолов таки верила или нет? Касательно горы Галаад. Как обычно, составители Книги забегают вперед - название Галаад появится позже, когда Лаван нагонит беглецов. В иврите проблема с обозначением времен. Будущее и настоящее время не различалось тогда. Странный язык однако. Много в нем и других заморочек. Касательно погони - она подробно не описывается, но видимо к побегу Пяткин подготовился хорошо. Как потом будет сказано, он гнал не только отары овец, стада ослов и верблюдов, а и дойное стадо КРС! Перегнать через пустыню дойное стадо - это ого-го! Маршрут был рассчитан от колодца к колодцу, стада двигались много медленнее погони, форы было всего 3 дня. Но Якову удалось добраться аж до Иордании. 22 На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел. 23 Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. 24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Бог явился к Лавану во сне и до смерти напугал его. Точно также как Авимелеха в свое время. 25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. 26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? 27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; 28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. 29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. 30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего,- зачем ты украл богов моих? 31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]. В этом куске текста много странного. Яков боялся, что тесть заберет у него жен и хабар. И это при том, что лично получил от бога завет, что не оставлен будет в своих затеях, пока не вернется домой. С Лаваном опять таки непонятки - Лаван видел во сне бога Авраамова, обделался от ужаса, пообещал не карать никого. А когда догнал беглецов, требует вернуть идолов! Они, бесполезные и беспомощные, ему для чего теперь, когда он он видел Бога Истинного? Херь какая-то получается. Упомянуты гусли. Можно списать их появление на русский перевод. Однако в Передней Азии таки был похожий инструмент - сантур (видево ) Далее Яков говорит пафосную речь о 20 годах каторжного труда, описывается шмон шатров, всё это однако можно убрать под кат Скрытый текст 43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.] 45 И взял Иаков камень и поставил его памятником. 46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели [и пили] там на холме. [И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.] 47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. Вот когда Яков назвал гору (точнее холм), на котором остановился Галаадом. В переводе это означает Неровность. Яков просто залепил неудачную шутку. А вот Лаван отнесся серьезно - на вершине холма он сложил пирамидку, которую назвал Иегар-Сагадуфа, т.е холм Свидетельства (в память о некоем событии, обязательстве). Это по-арабски. Я ранее писал про такие пирамидки в пустынях Иордании. Это и есть сагадуфы, их ставят и поныне. Это Сезаму на заметку. Далее продолжается обыгрывание названия холма: 48 И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм [и памятник, который я поставил,] между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, 49 также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; 50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, [который бы видел,] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; 53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. 54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. 55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. Галаад совсем не означает Свидетель. А вот третье название Мицпа означает Страж. Это хоть какое-то отношение имеет к описываемому событию. Каменная пирамидка как немой страж заключенного соглашения. Яков на холме заколол жертву Всевышнему. Лаван не противился вроде как, страдая по потерянным идолам. Бог Авраамов и бог Нахоров (Нахор - отец Лавана) в его понятии - один из множества, да пусть он будет посредником и судьей в спорах - жалко что ли? А молиться он по-прежнему будет своим идолам, а Яков пусть молится кому пожелает. Типичная позиция многобожника. Остается вопрос - жены Якова в кого верили? Или перейдя от отца в дом к мужу, приняли мужниных богов? |