edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Как, и когда, формировалась трехчленная модель Всеобшей истории. Пользователь: Убить Билла (IP-адрес скрыт) Дата: 19, August, 2018 09:24 Начало эпохи Просвещения -- от которой обычно отсчитывают традицию начала широкого распространения исторических знаний -- я датирую 1925г.
В этот год, франко-швейцарскими масонами, было создано Международное бюро просвещения (МБП) International Bureau of Education. Ее организаторы психологи и педагоги из Женевы, в том числе Эдуард Клапареде, Адольф Феррьер, Пьер Бове и др. Центром эпохи Просвещения стала Женева. Здесь, как считается, в 1912г.был открыт Институт Руссо (также известный как Институт Жана-Жака Руссо или Академия Женевы). Его создатель все тот же психолог-фрейдист Эдуард Клапариде (1873-1940). Цель создания института Руссо: превращения учебной теории в науку. Жана-Жаку Руссо Клэпареде приписывал "Коперникский разворот", что согласовалось с целью переформатирование исторического сознания нового поколения; для чего, надо было поместить в центр учебного процесса детей, а не учителя. С 1934 МБП организовало Международную конференцию по общественному образованию (позднее известную как Международная конференция по образованию). Жан Пиаже и заместитель директора Педро Росселло разработали конференцию, чтобы объединить министров образования с исследователями и практиками в области образования. Седьмая международная конференция по народному образованию 1938г.: Главное место в деле формирования и распространения, создаваемой в это же время всеобщей истории, следует отводить Англии. А именно, университетам в Кембридже и Оксфорде. В Оксфорде в 1917г., и в Кембридже в 1920г. была учреждена ученая степень доктора философии, которая присуждалась выпускникам университетов, подготовившим диссертации по исторической проблематике. В 1922 г. в Кембриджском университете было учреждено историческое общество, члены которого спустя три года основали «Кембриджский исторический журнал». Вскоре вокруг журнала сформировалось научное сообщество, в которое входили многие известные британские историки (Дж. Бери, Дж. Клепэм, Дж. Роуз и др.). В межвоенный период выросло влияние Шотландского исторического общества, и некоторых университетских объединений историков-профессионалов 1921г. при Лондонском университете открылся общенациональный центр по подготовке профессионалов-историков. Институт исторических исследований, созданный на общественные средства и частные пожертвования, был поддержан ведущими университетами страны. Во главе его встал медиевист, профессор А.Поллард. В 1930-е г. институт стал курировать выпуск многотомной "Викторианской истории графств". Он выступал также в качестве организатора встреч историков-профессионалов разных стран, еще до организации Международных конференций по образованию, под эгидой Бюро Просвещееия. Первое международное согласование Всеобщей истории проходило между историками Англии и США. В 1921 г. в Лондоне состоялась первая англо-американская конференция профессоров истории. С 1926 г. эти встречи приобрели регулярный характер. С середины 1930-х г. начали проводиться научные конференции британских и французских историков. В 1918 г. при Королевском историческом обществе был создан комитет по изучению -- фактически, созданию -- исторических источников, члены которого занимались выявлением архивных документов и подготовкой их к публикации. 1937г. члены Королевского общества приступили к периодическому изданию научной библиографии британской истории, которая включала в себя перечень монографий и статей, опубликованных после 1900г. В 1920-1930-е г. в Исторической ассоциации насчитывалось около 100 местных отделений и 4,5 тыс. членов. Руководство ассоциацией осуществляли профессиональные историки Ч. Ферс, А. Грант и др. На страницах журнала «История», издаваемого ассоциацией, велась полемика о содержании предмета истории и её образовательной, воспитательной функции. С 1922 г. Историческая ассоциация начала публиковать информационный «Ежегодный бюллетень исторической литературы». В середине 1920-х г. был создан комитет по локальной истории, т.е. краеведению. Он координировал выявление, сбор и систематизацию исторических источников, которые проводили местные исторические и антикварные общества и архивы графств. На формирование в Англии концепции истории Нового времени сильное влияние оказала манчестерская экономическая школа, ратующая за идей фритрейдства (свободной торговли). Вслед за созданием в 1920 г. кафедры экономической истории в Манчестерском университете аналогичные кафедры были открыты в Лондонском университете (1921), Кембридже (1928), Оксфорде (1931). Оформление экономической истории как академической дисциплины в 1920-1930-е гг. связано с именами таких университетских историков-профессионалов как У. Эшли, Дж. Энвин, Дж. Клепэм, Р. Тоуни и др. Поэтому, в отличие от Германии, и Франции, ведущее положение в университетах Англии занимали историки Нового времени. Поэтому, первое время, преподаватели университетских кафедр новой истории, также, занимались преподаванием истории средних веков. По мере размежевания истории прошлого на два периода: медиевистики и истории нового времени, в системе высшего образование происходило формирование раздельных кафедр. Т.е., реальное создание и введение в историческую науку трехчастной Всеобщей исторической концепции (античность --средние века -- новое время) вполне можно проследить по времени разлеления кафедр в ведущих английских университетах. В Кембридже. 1930г. -- открытие кафедры новой истории. 1937г. -- открытие кафедры истории средних веков. Соответствующая реорганизация исторического факультета в Оксфорде была в 1937-1939 гг. Проект по созданию всеобъемлющего труда, последовательно рассказывающего об историческом процессе от глубокой древности до современности в трехчастном ыормате, был создан в Кембридже, когда по приглашению Издательства Кембриджского университета лорд Актон, профессор современной истории в Кембридже, разработал план издания The Cambridge Modern History («Кембриджская история современности»). Идея состояла в том, чтобы каждая глава писалась отдельным автором, специалистом в данной теме; при этом редакторы должны были следить за сохранением внутреннего единства издания, чтобы оно не превратилось в разрозненную коллекцию статей. Все ссылки и цитаты из источников должны были быть переведены на английский язык. Поскольку, в английскиъ университетах преподавали, в основном, масоны, то, емтемтвенно, чтт "Кембриджскую Всеобщую историю" начали с Новой истории. "Кембриджская история Нового времени" издавалась между 1902 и 1912 годами. План издания, запланированная лордом Актоном и отредактированная им со Стэнли Леатсом, сэром Адольфом Уордом и Г. Протеро, был издан в 1902 г. и насчитывала 14 томов, последний из которых был историческим атласом с 1450 по 1910 год, который появился в 1912 г.: Каждый том включает обширную библиографию. Вторая серия с совершенно новыми редакторами и вкладчиками «Новая современная Кембриджская история» появилась в четырнадцати томах между 1957 и 1979 годами, снова заканчивая атласом. Он охватил мир с 1450 по 1945г. "Кембриджская истопия Нового вркмени" издавалась в Англии издательством Cambridge University Press, а в США Macmillan & Co. из Нью-Йорка. Написана в основном английскими учеными, первые двенадцать томов посвящены истории мира с 1450 по 1910 год. Последний том, пронумерованный 12, назывался «Последний век» (т.н.19-й) и появился в 1910 году. Затем последовало два дополнительных тома. Т. XIII. Таблицы и общий указатель (1911). Этот том включает генеалогические таблицы и списки. 1. Генеалогические таблицы правящих и благородных домов (112 таблиц). 2. Списки духовных князей, избранных суверенов и т. Д. (28 списков) 3. Списки парламентов, генеральных советов и т. Д. (6 списков) Общий указатель для всех томов. Не исключено, что, в реальности,"Кембриджская история Нового времени" писалась в начале 1920-х гг., поскольку в 1924г. было издано второе издание атласа (том XIV) якобы 1912г. Этот том начинается с обширного введения в карты, написанного Эрнестом Альфредом Бенианом. Он разделен на несколько разделов: I. Европа в XV веке II. Эпоха Габсбургской Силы и Реформации III. Восстание Франции и Швеции Внутривенно Формирование великих держав восемнадцатого века В. Эпоха революции и Наполеона VI. С 1815 года За исключением первого, каждый из них, в свою очередь, относится к Европе и «Большой Европе», причем последний термин относится главным образом к колониальным империям. Для введения предусмотрен отдельный указатель. В этом томе имеется 141 карта. Двустраничные карты привязаны таким образом, чтобы предотвратить потерю информации в канаве между страницами. Заключительный индекс дает широту и долготу названных мест. "Кембриджской истории средневековья" был подготовлен Джоном Багнеллом Бьюри, последователем Актона. Эта серия томов насала выходить с 1911г, но, ее издание продолжалось до 1936 годами. Считается, что Публикация была отложена Первой мировой войной. "Кембриджская средневековая история". Тома 1 и 2 были опубликованы в 1911 и 1913 годах, том третий был якобы отложен до 1922 г., а немецкие ученые были заменены британскими. Мне думается, что никакого перерыва в 10 лет небыло, а пераые два том издавались в 1920-1921гг. Тома 4-7 (1923-32) были отредактированы Таннером, Превите-Ортоном и Захари Бруком (1883-1946). После того, как Таннер умер в 1931 году, восьмой (1936) был завершен Превите-Ортоном и Бруком. Состав томов. Том I: Христианская Римская империя и формирование Тевтонских королевств, 1911 год. Том II: Восстание сарацин и формирование Западной империи, 1913 год. Том III: Германия и Западная империя, 1922 г. (с 814 г. до 1000 г.) Том IV: Восточная Римская империя 717-1453, 1923. Том IV: Византийская империя Часть I: Византия и ее соседи, 1966. (новое издание) Том IV: Византийская империя. Часть II: Правительство, Церковь и Цивилизация , 1967. (новое издание) Том V: Конкуренция Империи и папства, 1926. Том VI: Победа папства, 1929 год. Том VII: Отпадение империи от папства, 1932 год. Том VIII: Конец Средневековья, 1936. «Кембриджская история Древнего мира» издавалась параллельно средневековой истории в период между 1923 и 1939 годами. Изначально было запланировано 8 томов. Однако к третьему тому эта схема была сломана: то, что должно было быть томом 3, стало томами 3 и 4. В итоге появилось 12 томов и 5 томов с иллюстрациями. В основу Кембриждкой истории древнего мира была положена политическая и военная история. Эти три масштабные серии Кембриджской всеобщей истории, сформировали в западной науке доминирование трехчастной периодизации: Древний мир — Средние века — Новая история. Параллельно Англии, подобный процесс происходил и в других странах Европы. Французская многотомная «Всеобщая история» под редакцией Густава Глотца — монументальное издание в трех частях, выходидо в течение 16 лет с 1923 по 1939 гг. параллельно с «Кембриджской древней историей». Вопрос: как, и когда, формировалась концепция и источниковая база для создания этих европейских Всеобщих историй в трехчастной парадигме? Следует отметить, что как в Англии (с ее ведущей ролью историографии Нового времени), историография античности, а также, начало Нового времени -- эпоха Возрождения, была создана историками-масонами. В самой идеи масонства о равенстве и братстве было заложено противопоставление военным аристократам и клерикализму. Также, свойственное всем историкам-просветителям было стремление на конкретно-историческом материале обнаружить общие всемирно-исторические законы прогрессивного общественного развития. Все это создало идецную почву для масштабной гуманистической "нарративной революции" 1920-30-х гг., вылившейся в создание комплекса античной и гуманистической историографии. Именно в этот период. в реальную эпоху Просвещения, историки-масоны стали пересматривать все то, что сочинили о прошлом человечества историки от церкви. Вскоре, им был создан свой, параллельный истории средних веков, вариант истории, который стал известен как "эпоха античности" и "эпоха Возрождения". Праллельно этому, использовались и иные название для периодизации эпох: "дикость" и "варварство" -- для обозначения первоначального состояния истории человечества. Ее использовал гуманист некто Ж. Боден в "Методе легкого познания истории". В этой работе была подвергнута критика церковно-библейская концепцию деградации человечества. Автор считал, что от дикости, или, что для него то же самое, варварства люди в последующем поднялись до состояния, которое он именовал гражданским обществом, т.е., по другому, вошли в эпоху Нового время. Историки Франции повлияли и на расположение церковной истории по середине трехчастной концепции. Сам термин медиевистика латинского происхождения, как и выражение "средние века"; он происходит от сочетания "medium aevum". Но, морфологически он французского происхождения: medievistique, medieviste, т.е., это термин идущий от политически ангажированного франнцузкого масонства. В широкое употребление он войдет только в середине 20-го века. "Большой Ларусс 19 века" его не знает. В первом издании Большой Советской Энциклопедии, в Британской и Американской энциклопедиях и немецком Брокгаузе его нет. Во втором издании БСЭ (1954) он применяется, но, еще, только в отношении западноевропейского средневековья. На формирование концепции Новой истории во Франции (в том числе истории Великой Французской революции), и концепции Средних веков в Германии, решающее влияние оказала политическая ситуация 1930-х гг. Середина 1930-х. знаменует собой приход левых, фактически, масонских сил во Франции. Народный фронт — коалиция левых политических партий, в том числе Французской коммунистической партии (ФКП), Французской секции Рабочего Интернационала (СФИО) и Партии республиканцев, радикалов и радикал-социалистов, находившаяся у власти во Франции с 1936 по 1937 год. Она выиграла парламентские выборы в мае 1936г. и сформировала первое правительство, которое возглавил представитель СФИО Леон Блюм в составе исключительно членов СФИО и радикал-социалистов. Немцам -- где были сильны юнаерские традиции и к власти пришли "хозяева Рура", выдвинувших к власти партию нацистов,-- не сильно нравился левое идейное движение во Франции и в других странах (последовавшего вслед за мировым кризисом 1929г.), впрочем, как и лидерство англо-французской масонской историографии. Кроме того, если англо-французские масоны создавали образ просвещенной античной Греции, то, фашисты в Италии принялись активно создавать образ античной Римской империи. С начала 1920-х годов по всей Италии возникло много локальных обществ, занимавшихся местными древностями, ведших археологические раскопки, публиковавших их результаты, созывавших свои конгрессы и симпозиумы, а также музеев и специализированных институтов. 1930г. при Римском университете был создан Итальянский институт античной истории. Активная работа фашистов в области истории первоначально привело некоторых историков к поддержке фашистов. Во главе их встал медиевист Джоакино Вольпе. Историк Г. Ферреро занял в 1922 г. пост министра в правительстве Муссолини, Г. де Санктис и Б. Кроче недолгое время также проявляли полную лояльность фашистами. Патриотические лозунги фашимтов выдвигали на первый план не только римскую, а вообще италийскую историю и культуру, что расширяло рамки исследований древней римской истории вглубь, до Этрусков. В этот период стали формироваться и два течения в медиевистике, по-разному решающие вопрос о роли германского и романского начал в формировании социально-политического строя средневековой Европы. 1.) Романисты выводили феодальные учреждения средневековья из порядков Римской империи. 2). Германисты видели в них развитие исключительно (или преимущественно) германских начал. Германисты создали две концепции: "концепцию завоевания Буленвилье" и "переноса империи". По теории Буленвилье, дворяне являются потомками франков - народа-завоевателя, и по праву завоевания владеют землей и господствуют над потомками побежденных галло-римлян - третьим сословием. В хрониках от имени Оттон Фрейзингенского утверждалось, что власть римских императоров была перенесена в начале к грекам, т.е. в Византию, затем к западным франкам в лице Карла Великого, от них к лангобардам, и, наконец, к немецким франкам в лице Оттона I. Таким образом, идея «переноса империи» служила обоснованием представления о новой "Римской империи" (X в.), "Священной империи "(XII в.), «Священной Римской империи» (XIII в.) и, "Священной Римской империи германской нации", и наконец Германской империи Гитлера -- Третий Рейх, заключившего в 1933г. конкордат с папой римским Пием,т.е., фактически, восстановивший Священную Римскую империю Германской нации. Одним из выразителем клерикальной историографии в Германии был Леопольд фон Ранке. В своем труде "Всемирная история" и ряде других сочинениях отстаивал мысль о том, что "каждая эпоха находится в непосредственной связи с богом". Основная задача историка - выявление "божеского плана управления миром". Каждый исторический период имеет свою "руководящую идею". Таким образом, история оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и не имела поступательного развития. Весь ход истории, по Ранке, определяют "ведущие народы", с 6 века - это романо-германские народы и западноевропейские государства. Под англо-французским влиянием германисты, также, включились в создание Всеобщей истории. Причем, назначили своего историка -- некоего профессора университета в Галле Христофора Целлариуса (Келлера) -- первооткрывателем трехчастной Всеобщей истории. Каждый период был освящен в трех отдельных сочинениях: - "Древняя история", - "История средних веков от времени Константина Великого до взятия Константинополя турками", - "Новая история". Эта письменная периодизация является аналогом общественной трехчленной модели деятелей англо-шотландского и французского Просвещения: дикость -- варварство -- цивилизация; как концепция поступательной стадии развития, в рамках общемасонской идеи перманентного прогресса и эволюции человечества. Эта трехчленная общественная концепция за авторством неких Сен-Семиона и Адама Фергюсона. У Сен-Семиона присутствуют античная, средневековая и новая эпохи мировой истории, но, каждую из этих эпох он четко связывает с определенной общественной системой, определенной организацией общества. С античной эпохой он связывает общественную систему, основанную на рабстве, причем в отличие от многих, он считает появление рабства огромным прогрессом в развитии человечества. Для средневековой эпохи была характерна феодально-богословская, или просто феодальная, система, базирующаяся на крепостничестве. Ее возникновение было большим шагом вперед в человеческой истории. Эпохе нового времени соответствует индустриальная (промышленная) система. Каждая новая общественная система является более прогрессивной, чем предшествующая. Возникновение каждой из них означает подъем человечества на новую, более высокую ступень развития. Именно переход от одной такой общественной системы к другой лежит в основе смены эпох мировой истории. Первую теоретическую разработку трехчастной периодизации, по линии: дикость --варварство -- цивилизация, мы находим в труде Адама Фергюсона "Опыт истории гражданского общества", исходящей от шотландского масонства. В работе Ф. Энгельса "Происхождение, семьи, частной собственности и государства" еще господствует двухчленная периодизация истории человеческого доклассового общества (дикость и варварство с подразделением каждой стадии на три ступени). Марксизм, под влиянием английских масонов-экономистов Манчестерской школы, поставила все три периода всеобщей истории (античность, средние века, новое время), также как и два доклассовых периода (дикость --варварство) + Новый период -- время образования классов, друг за другом, в линию. Это нужно было, чтобы обосновать формационный подхода и неизбежности будущей революции и общественных трансформаций. У марксистов была сформирована и "концепция перехода" -- от эпохе к эпохе. Переход от античности к средневековью Маркс и Энгельс рассматривали как социальную революцию, в ходе которой феодальная формация сменила рабовладельческую, господствовавшую в Римской империи, и первобытнообщинную - у германцев. Многие историки выступили как против модели расчленение истории на три эпохи, так и против концепции общественного революционного "перехода" от эпохи к эпохи, считая формационый подход искусственным. Их, обычно, называют историками критического направления. Они находили капиталистический строй и в античности, и в средние века и отсюда делали вывод о его извечности. Существенных различий в экономике и социальном строе античного мира, средневековья и нового времени они не находили. Частную собственность на землю они считали исконным институтом и отрицали существование общины как исходной коллективной формы земельной собственности у "примитивных" народов, в том числе и у древних германцев. Господство натурального хозяйства и крепостничества в вотчине они отрицали и рассматривали ее не как хозяйственную, а как чисто политическую, административную или фискальную единицу. Они вообще отвергали влияние экономики на правовые и политические институты средневековья и ратовали за чисто политическую историю. Вероятно, незадолго до, а также после, прихода Гитлера к власти, и разгрома (1934г.) левого, революционного крыла в немецком нацизме, создается консервативная германская романистика. В качестве примера можно привести взгляды немецких историков так называемой исторической школы права. Были созданы работы от имени профессора Геттингенского университета Густав Гуго, профессора Берлинского университета Фридриха Савиньи и историка права, профессора немецких университетов Карла Эйхгорна. Они полагали, что право создается не волей законодателя, а в результате медленного процесса развития общественных отношений, начало которого теряется в доисторическом прошлом. Законодатель - не творец права, а выразитель "народного духа", который он может познать лишь с помощью истории народа. Марка, знать, дружинные отношения - все это исконно германские учреждения. Что касается римского права и государственных учреждений, то они не погибли в эпоху варварских вторжений, а лишь постепенно видоизменялись в соответствии с "народным духом". Не трудно заметить, что особенностью идей германской исторической школы права, как и в целом романтиков, взявших на вооружение германистическую теорию, являлось отрицание возможности и необходимости каких-либо революционных преобразований. Левый разворот в Европе первой половины 1930-х гг., закончился реакцией середины-второй половины 1930-х гг. Во Фраации Народный фронт окончательно распался 30 октября 1938 г., когда на съезде в Марселе радикально-социалистическая партия отказалась от участия в Народном фронте, ссылаясь на то, что коммунисты отказались поддержать в парламенте Мюнхенское соглашение. Во Франции началась реакция. В ноябре 1938г декретами правительства Даладье были ликвидированы отдельные социальные гарантии (в частности, отменялась 40-часовая рабочая неделя, повышались прямые и косвенные налоги). В августе 1939 г. правительством Даладье были запрещены все печатные органы Французской коммунистической партии (гащета Юманите и др,). А в сентябре была запрещена и деятельность компартии. Французких историков Гизо, Тьерри и Минье в литературе называют "французской исторической школой эпохи реставрации". Они стремились не просто излагать, но и осмысливать ход описываемых ими событий в духе определенных политических и историко-философских доктрин. Тьерри и др., тоже были выходцами из масонства. Еще будучи ближайшим сотрудником А. Де Сен-Симона, он замыслил написать историю - "биографию народов", а не "биографию монпрхов". Галло - римляне, по его мнению, - носители культуры, завоевавшей средние века. Вся история Франции - история борьбы и победы третьего сословия над дворянством - потомками франкских завоевателей. Таким образом, у Тьерри романистическая теория оказалась тесно связана с теорией классовой борьбы: "Высшие и низшие классы, враждебно противостоящие друг другу или борющиеся за определенные идеи и формы правительства, в настоящее время являются в ряде стран ни чем иным, как народами-завоевателями и народами, порабощенными в предшествующую эпоху. Раса завоевателей осталась привилегированным классом, как только она перестала быть отдельной нацией. Она образовала воинственное дворянство, праздное и беспокойное, которое постепенно пополнялось из низших слоев и господствовало над мирной массой трудящихся, пока длилась военная организация власти, вышедшая из завоевания. Побежденная раса, лишенная собственности на землю, власти и свободы, образовала нечто вроде особого общества рядом с военной ассоциацией завоевателей. Потому ли, что он сохранил в городских стенах остатки римской цивилизации или же потому, что он с помощью ничтожных заимствованных элементов последней начал создавать новую цивилизацию, но этот класс все поднимался по мере того, как ослабевала феодальная организация дворянства, т.е. потомков древних завоевателей". В это же время -- во второй половине 1930-х гг.-- после ввода немецких войск в Рейнскую зону и Саар (1935г.) -- усилилось противостояние Германии и Франции из-за Эльзаса и Лотарингии. Все это вылилось в двоякое понимание этнической сущности Империи Карла Великого и его территориального наследия между народами. . Франция -- это королевство восточных франков, то есть Империя Карла, — два государства, разделенные Шельдой и Маасом. Их властители, родичи, оба — наследники Карла Великого, равные по влиятельности, представлялись латинским авторам двумя столпами христианского мира, призванными любить друг друга братской любовью и время от времени встречаться на границе, чтобы вместе решать проблемы, общие для всего народа Божьего. Политические страсти увлекли многих ученых. В 1937г. Т.Шиффер (Schiefler) доказывал, что Герард Камбрейский — это немецкий епископ. Хотя считается, что Герард был лотарингцем, а не немцем. Он писал на романском языке, а не на германском. То, что вся школа медиевистики якобы 19 века создавалась уже в период 1918-1939гг., косвенно, подтверждает и официальная историография. Считается, что все тенденции медиевистики 19 века характерны были и для межвоенного периода (1918-1940). Так, профессор Гентского университета Анри Пиренна (1862 - 1935) был автором монументального труда "История Бельгии" в семи томах. В нем развтвается германизм, но, уже в русле главных международных политических идей середины 1930-х гг. В частности, политика умиротворения Гитлера. Пиренн не отрицал качественного перелома между античностью и средними веками и натурального характера экономики раннего средневековья. С его точки зрения, экономическая и общественная жизнь Западной Европы после падения Западной Римской империи долго протекала в ритме античного мира. "Великое переселение народов" было поселение, но не завоевание, германцев на римской территории. Германцы присвоили себе, а не разрушили римскую цивилизацию. Основанные ими королевства, например, франкское, явились прямым продолжением империи. Поэтому, по мнению Пиренна, переход к средним века в Западной Европе произошел не в 5-6вв., а лишь в 8в., с появление ислама и завоеватеоей арабов в Европе. Интересно, что, здемь, как и во многих других случаях, современные автору события --- вторжения войск Франко в Испанию из Марокко (среди его войск было много мусульман из Марокко) -- вновь, сыграли главную роль, в описания процесов средних веков. По Пиренну, после нашествия арабов первое место внезапно выдвигаются Северная Галлия и Германия. Европа начинает ориентироваться на север, а не на восток и из, если можно так сказать, широтной становится меридиональной цивилизацией. Именно теперь германские народы начинают играть первую роль в истории. Каролингская империя Карла Великого - это уже не продолжение римской, а совершенно новая, континентальная, замкнутая держава. Конец же феодализма приходится на 12 век, когда арабы начинают вытесняться из Европы, появляются города и снова начинает развиваться торговля, в которой Пиренн видел начало капиталистических отношений. В 1920-х гг., как и в 19 веке, линейную трехчленную схему всеобщей истории подвергают критики. О. Шпенглер писал: "Древний мир - Средние века - Новое время - вот та невероятно скудная и лишенная смысла схема, чье абсолютное владычество над нашим историческим сознанием постоянно мешало правильному пониманию подлинного места, облика и, главным образом, жизненной длительности той части мира, которая сформировалась на почве Западной Европы со времени возникновения германской империи, а также ее отношений к всемирной истории, т. е. общей истории всего высшего человечества" В России также находилось много противников чрещмерного влияния манчестерской школы и марксизма на формирование концепции всеобщей истории. Так, во Введении к изданию "Очерков истории средневекового общества и государства" (1917) Петрушевский выступил против марксистской концепции феодализма и сформулировал следующие положения: -- феодализационные процессы не предполагают какой-нибудь определенной хозяйственной структуры, которая являлась бы их экономическим базисом; - феодализм - это чисто политическая организация, не стоящая ни в какой связи с господствующим способом производства. Известно, что в СССР в 1920-х гг., под идейным влиянием английского масонства и марксизма, из всей трехчленной модели всеобщей истории (Античность --Средние века --Новое время), в основном, изучали только Новую историю. В Институте истории Комакадемии изучение феодализма было поручено "социологической" секции, в которой преобладали философы, а историков-медиевистов вообще не было. Только в 1932г. в передовой статье журнала "Историк - марксист" было выдвинуто требование покончить с дискриминацией в отношении изучения докапиталистических формаций. Собственно, советские идеологи, достаточно долго, ыактически отрицали линейное построение Всеобщей истории, на основе трех последовательных эпох. История античности стала политически актуальной, только после прихода Гитлера к власти и начала периода противостояние немецкого национализма и сталинского национал-большевизма. Сталин в своем выступлении, в отчетном докладе 17-му съезду партии 26 января 1934г. преподнес готовую теорию: "Известно, что старый Рим точно так же смотрел на предков нынешних германцев и французов, как смотрят теперь представители "высшей расы" на славянские племена. Известно, что старый Рим третировал их "низшей расой", "варварами", призванными быть в вечном подчинении "высшей расе", "великому Риму", причем, - между нами будь сказано, - старый Рим имел для этого некоторое основание, чего нельзя сказать о представителях нынешней "высшей расы". А что из этого вышло? Вышло то, что не - римляне, т.е. все "варвары", объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим." Авторы первых советских учебников и первых исследований "революции рабов" пытались расширить эту формулу, показывая участие в "революции" наряду с рабами и римских колонов, а также на роль варварских вторжений в гибели империи. Теория революции рабов" дожила до 50-х годов |