edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Вероятные причины географической ориентации на восток, юг, север, запад Пользователь: Убить Билла (IP-адрес скрыт) Дата: 02, April, 2019 11:03 В связи со всем вышеизложенным встает, как минимум, два вопроса.
1). Почему карты средневековой Европы были ориентированы на Юг, а античной = эпохи Возрождения на восток!? 2). Почему карта т.н. средневековой Киевской Руси мало того, что "развернулась" с юга на север на средневековой карте Европы, так еще и сдвинулась на восток (из Центральной Европы в Восточную)!? Итак, в специальной литературе, посвященной вопросам истории картографии, считается, что наряду с солярной ориентацией (по движению солнца), которая дополнялась астральной (по движению звезд), существовала так называемая «ориентация киблы», которая в значительной степени обусловлена социальной и культовой практикой. По мнению ученых киблическим является восточное направление христианской молитвы, алтаря, погребений и, наконец, карт. Понятие о разных по происхождению типах ориентации предложено Кнутом Талквистом (1865-1949г., Хельсинки) финским исследователем семитских культур и профессором восточной литературы в Хельсинкском университете. (Tallqvist К. Himmelsgegenden und Winde. Eine semasiologische Studie. Helsinki, 1928 = Studia orientalia. 2. S. 105-185.[journal.fi] ). Он был особенно известен как исследователь в ассириологии. Таллквист был одним из основателей Восточного общества Финляндии и возглавлял Общество в 1917–1949 годах. Также, он был почетным членом финно-угорского общества и Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии. Итак, хорошо известно, что большинство исламских карт мира (как и портоланов, возможно, зависящих от них) имеет наверху юг в соответствии с религиозным направлением (киблы) на юг в сторону Мекки. Восточная ориентация прослеживается в ритуальных текстах древнего Вавилона, показывающих, что при молитве, предсказаниях и других религиозных действиях вавилонские жрецы обращались лицом на восток). Восточная сторона называлась у древних иудеев «передней» и имела все черты киблического почитания (храм Соломона был обращен фасадом к востоку). Солярная идеология довольно рано проникла и в культуру древнего Египта, утверждая восток в качестве сакральной стороны («страна бога», место рождения и возрождения в отличие от запада — «страны мертвых«), куда обращались с молитвой) и куда обращали лицо умершего). Источники зафиксировали также обращение с молитвой на восток в Греции и Риме); более 70% всех греческих храмов обращено фасадом к востоку); римские авгуры при наблюдении за небесными явлениями поворачивались лицом к востоку), многие римские храмы были ориентированы на восток, в чем усматривают греческое (солярное) влияние). Считается, что жля проведения ауспиций древнеримские жрецы делили все пространство перед собой (templum) на четыре части, при этом южная часто была передней. В этой ориентации часто усматривают наследие этрусской авгуральной практики. Этрусские храмы также имели фасад на южной стороне. Этрусским влиянием следует объяснять, по-видимому, южную ориентацию древнейших римских храмов, например храма Юпитера на Капитолии. Немецкий исследователь Конрад Миллер приписывал всей греческой культуре и картографии, от Гомера до Византии, единую северную ориентацию, этрускам — западную, римлянам — восточную. (Miller K. Mappae mundi. Die ältesten Weltkarten. Ht 6. Stuttgart, 1898. S. 143-145. [archive.org] ) В современной литературе принято приписывать этрускам особо развитую западную ориентацию. Значительное место ей посвятил и О.А.У. Дилке (The History of Cartography. I. P. 201-202). Это мнение основано на рассказе римских агрименсоров Фронтина и Гигина о том, что этрусские гаруспики раньше (antiqua consuetudo) имели запад передней стороной, что некоторые архитекторы ранее признавали западную ориентацию храмов правильной, но что затем эта ориентация сменилась на восточную). Frontin. Grom. I, 27 sq..; Hygin. Lim. grom. I. 166. (см. издание: Die Schriften der römischen Feldmesser. Bd. I. / Hrsg. von F. Blume, K. Lachmann, A. Rudorff. В., 1848). Считается, что соглашение, принятое на большинстве современных карт, о том, что север находится вверху, а восток, соответственно, справа, было установлено астрономом Птолемеем и было широко принято другими картографами европейской традиции. О.А.У. Дилке издал в 1985 г. книгу «Greek and Roman Maps» (Ithaka), где ориентация античных карт также рассматривается в чисто техническом аспекте. Дилке, подводя итоги античным разделам, лаконично отмечает только вариативность ориентации античных карт и предпочтительность северной (Птолемей, Певтингерова карта), которая могла развиться из расположения ойкумены в северной (верхней) части глобуса (Greek and Roman Maps. P. 177; The History of Cartography. V. I. Cartography in Prehistoric, Ancient and Medieval Europe and the Mediterranean / Ed. by J.B. Harley and David Woodward. Chicago & London, Univ. Chicago Press, 1987, P. 276). По всей видимости, в реальности, т.н. карты Птолемея -- это реконструкции начала 20 века; впрочем, как и другие карты эпохи средних веков и эпохи Возрождения. Ориентация карт на север утвердилась, скорее всего, только, в конце 19-начале 20 века. Так, ориентацию на юг имеет карта Швейцарии 1939г. Живописный путеводитель, опубликованная национальным туристическим офисом. [www.davidrumsey.com] По всей видимости, кроме социалной и культовой практики, на ориентацию карт влиял и такой фактор как вектор миграции народов. Так, вероятно, что перемещение народов из Северо-западной Европы, в юго-восточную Европу (Балканы, Малая Азия), с перенесением туда географических старых названий, также, привело и к тому, что античная география стала ориентироватся на восток, т.е. в сторону вектора движения народов Атлантической зоны Севера Европы. Например, это движение т.н. фризов из региона древнего Северного моря в эпоху существования там земли Догерленд (на которой жили предки фризов, земля Астлан в "Ура Линда Бук") -- на восток, в Центральную и Восточную Европу. Вероятно, что самой первой геограыической ориентацией была ориентация на запад. Это заметно по этнографии округи Севнрного моря, которая, в средневековой географической традиции совмещается с Древней Русью, а в античной традиции с регионом античного Черного моря. И все это вместе, накладывается друг на друга. Например, согласно ОИ на верху Понта Эвксинского (Черного моря) жили античные скифы, а на верху (при ориентации карты на запад) Северного моря живут скоты (шотландцы). Т.е., античные скифы -- это средневековые шотландцы. Скифское море Птолемея считается Балтийским морем. Но, русы, согласно Повести временных лет, жили между Датчанами и Французами, т.е., получается, что Северное море -- это средневековое Русское море (якобы Черное море русских летописей). И вся эта географию, скорее всего, была в ходу в эпоху существования земли Догерленд (Астланд -- родины скифов), в центре Северного моря. Карта округи Догерленда (Северного моря) с ориентацией на запад: По всей видимости, эта эпоха отражена в совместной истории Киевской Руси и Шотландии якобы 11 века. Князь Ярослав Мудрый в летописях средневековой Англии известен под именем Малескольд (Malescoldus). Известные шотландские короли по имени Малькольмы. Малькольм I, якобы 943-958 годы, Малькольм II, якобы 1004-1034, Малькольм III, якобы 1057-1093. Все это возможно, если скоты и русы, жили рядом, или, тождественны друг-другу. И, кстати, не скрываются ли под именами шотландских королей античные скифские цари-ханы, что возможно, при условии, когда средневековая и античная карта Европы с ориентацией на запад и восток, заняла бы (в начале 20 века) свое современное положение, с ориентацией на юг, и Египет, при этом, "уехал" бы из Северной Америки в С-В. Африку, вместе с основателями царского рода в Шотландии и Ирландии. Переместившись на карте (на бумаге) в Переднюю Азию, скифы-скоты стали известны в истории Египта как гигсосы (цари-пастухи). Своими обычаями скифы (киты=коса, чуб) напоминают не только бравых шотландцев, но и воинственных индейцев Северной и Южной Америки, и Российских казаков, проникших на юг от Кавказа до северного Ирана. Вообще же, скифы и египетские цари играют главную роль в формировании царской власти в Шотландии и Ирландии. Скота (Scota) — в ирландской мифологии и шотландской мифологии — имя, данное двум различным дочерям двух египетских фараонов, которых гаэлы считают одними из своих прародителей. По утверждению древних ирландских писателей, этими персонажами объясняется и этимология слова «Scoti» (Скотты), как римляне называли ирландских жителей, а позже и ирландских захватчиков Аргайлы и Каледонии — земли, впоследствии известной как Шотландия. Первая Скота, предположительно жена Миля, считалась дочерью фараона по имени Nectanebus (имя, которое могло бы идентифицировать Нектанеба I или Нектанеба II), в этом мифе сыновья Миля и Скоты обосновались в Ирландии. Согласно ирландской хронике «Книга захватов» [www.maryjones.us] (по-английски она известна как Книга вторжений или Книга завоеваний The Book of Invasions или The Book of Conquests, а на современном ирландском как Leabhar Gabhála Éireann -- Книга захвата Ирландии) другая Скота была дочерью фараона по имени Cingris; не ясно, подразумевался ли какой-либо реальный правитель Египта, так как схожее название найдено только в этой ирландской легенде. Она вышла замуж за Ниула, сына Фейнуса Фарсаида, который после падения Вавилонской башни стал скифским царём. Ниул, будучи знатоком многих языков, был приглашен фараоном для службы в Египет, где Скота была отдана ему в жены. У них был сын, Гойдель Глас (Goídel Glas), предок гаэлов, который создал гойдельский (гаэльский) язык, комбинируя лучшие особенности 72 языков, которые он знал, и дал своё имя всем гаэлам. Goídel был изгнан из Египта вскоре после Исхода оттуда же евреев. После большого путешествия его потомки обосновались в Иберии, где родился Миль (прозванный Míl Espáine), сыновья Миля Эбер Финн и Эремон основали Гэльское поселение в Ирландии. Первый полный английский перевод этой книги был сделан Р. А. Стюартом Макалистером между 1937 и 1942 годах. Он был снабжён критическим материалом, собственными заметками Макалистера и предисловием, в котором он аргументирует своё мнение, что КЗИ — это слияние двух первоначально независимых работ: История гойделов, сделанной по образцу истории израильтян, изложенной в Ветхом Завете, и перечисления нескольких до-гэльских заселений Ирландии (историчности которых Макалистер не доверял). Эта работа была вставлена в Историю гойделов, прерывая её в кульминационный момент повествования. Макалистер выдвинул теорию, что квази-библейский текст был ученой работой на латыни, озаглавленной Liber Occupationis Hiberniae («Книга взятия Ирландии»), таким образом объясняя, почему среднеирландское название КЗИ говорит об одном «захвате», тогда как в тексте перечисляются более полудюжины. Lebor Gabála Érenn, original text edited and translated by R A Stewart Macalister, D. Litt Part I: Irish Texts Society, Volume 34, London 1938, Part II: Irish Texts Society, Volume 35, London 1939. Part III: Irish Texts Society, Volume 39, London 1940. Part IV: Irish Texts Society, Volume 41, London 1941. Part V: Irish Texts Society, Volume 44, London 1956. Согласно Шеймасу Макманусу и его книге «История ирландской расы» (1921г.): Скота вышла замуж за Ниула, но он был внуком Гойделя (Gaodhal Glas). Тогда другая Скота, которая была по совпадению также дочерью египетского фараона, вышла замуж за Миля (Miled или Milesius). Вторая Скота уехала из Иберии со своими восемью сыновьями и их семьями, после того, как Miled умер, и достиг Ирландии. Многие из сыновей умерли в пути, из-за шторма, и Королева Скота умерла во время сражения между Сыновьями Миля и племенами богини Дану. К югу от города Трали в Ирландии, в долине есть область, известная как Glenn Scoithin («Долина небольшого цветка»), также известная как Foley’s Glen. По мнению некоторых, здесь находится могила Скот. Скота (слева) и Гойдель Глас плывут из Египта, на манускрипте 15 века Scotichronicon Вальтера Боэра; В его версии Скота и Гойдель (латинизирован как Gaythelos) — муж и жена: Путешествие из современного Египта в Ирландию, с точки зрения современной исторической географии, представляется странным, поэтому, традицию по которой скифы и египтяне стояли в основании королевской власти в Шотландии и Ирландии объявляется мифическим. Но, если понять, что античный Египет -- это Атлантическое побережье Северной Америки, а Моисей водил свой народ от штата Миссури через Средний Запад до Юты и Калифорнии, то, путешествие индейской царицы Скоты из Америки в Ирландию представляется вполне себе вероятным. Далее, попытаемся разобрать другой вопрос, и понять причины двойного перемещении (на бумаге) географии т.н. Киевской Руси на карте Европы: сначала "разворот" на 180 градусов -- с южной ориентации на северную, а затем, и сдвиг на восток -- из Центральной Европы в Восточную. Что собой представляла историческая география России? Первые карты России 16-17 вв. (т.е., исторические карты-реконструкции начала 20 века) также были ориентированы на юг и восток. Например, сохранившийся только в описании карта России т.н. Большой чертеж, был с ориентацией на юг: юг был сверху, север — снизу. «Чертеж всех сибирских градов и земель», в котором свел в одно целое «в меру убравши (т. е. приведя к одному масштабу) по компасу церкилным розмером» чертежи сибирских уездов, присланные в Москву во исполнение предписаний 1696 г. Карта ориентирована на юг (экспонат петровской галереи в ленинградском Эрмитаже). «Чертеж земли Томского города», из «Служебной чертежной книги» Семена Ремезова; чертеж ориентирован на восток [geoman.ru] Ориентация русских исторических карт-реконструкций начала 20 века на север, прослеживается с т.н. Петровских карт. Так, якобы в 1714 г. в Петербурге был напечатан атлас морских карт под названием «Книга розмерная градусных карт Ост-Зее или Варяжского моря», переизданный в 1718, 1719 и 1723 гг. Где под "Варяжским морем" уже однозначно понималось Балтийское море, Кстати, если исправить дату составления этой карты с 1714г. на 1914г., то, скорее всего, мы и получим реальное время составления этой карты. А это был период распада единой ГерманоРоссии на два государства Германская империя и Российская национальная империя. Судя по т.н. национальному флагу, попавшей к 1912г. в зависимость, даже не от Антанты (Англии и Франции), а от исторической англо-голланской Вест-индской компании, какое бы она в начале 20 внка название и не носила. Все это видно и по работам автора, или популяризатора "Повести временных лет Нестора", некого немецкого историка Шлецера. Явно, что этот немец на русской службе, некий автор 1910--20-х гг. Он уже с большим усердием делит единую историю и географию Германороссии на две отдельные истории: историю Германии и историю России; также, соответственно, дублируя и историческую географию античной и т.н. раннесредневековой истории. Так, например, Шлецер, все время, противореча фактам изложенных в т.н древнерусских летописях, пытается отправить русов из Северной и Центральной Европы на восток -- в Россию. За что его, кстати, критикует автор Рустрингии Герман Голдман. |