edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Нотер-Дам -- перестроенный из реабилитационного госпиталя новодел. Пользователь: Убить Билла (IP-адрес скрыт) Дата: 18, April, 2019 12:09 Как из условно реабилитационного госпиталя (где использовали фототерпию -- воздействию солнечного света или яркого света от искусственных источников для лечения неврозов, туберкулеза, рахита, последствий сифилиса и кожных заболеваний) и, прилегающего к нему, баптистерия (где производили "крещение" -- дезактивацию) в официальной историографии сложился романтический образ средневекового готического собора Нотер-Дам де Пари!?
Есть рисунок якобы 1699 года, на нем перед собором находится баптистерий (для крещения) и нечто вроде фонтана (т.е., источник воды): Историю собора Нотер-Дам, в контексте истории католического религиозной культуры во Франции в эпоху Средневековья, создал около 1918-1922г. историк искусства Эмиль Мале. С 1906г. он преподавал в Сорбонне. С 1912г. - заведовал кафедрой истории искусств. С 1918г. член Академии надписей и художественной литературы. На материале крупнейших готических соборов Франции он сформулировал тезис о том, что готический собор является «визуальной энциклопедией», читаемой верующими, т. е. обширной и упорядоченной системой образов, раскрывающейся как в единстве целого, так и во множестве составляющих его деталей. Специализируясь на средневековом христианском искусстве. Оставил множество монографий о церквях и соборах Франции ( Кафедральный собор Реймса, Богоматерь Шартрская, Кафедральный собор Альби). Якобы в 1898г. он представил в качестве докторской диссертационной работы книгу, под названием "Религиозное искусство 13-го века во Франции". Через десять лет после публикации книга вышла в третьем издании. После чего возглавил в Сорбонне организованную в 1906 году кафедру истории христианского искусства. Тысячи разрозненных изображений благодаря предложенной этим новоявленным Шампольоном расшифровке выстраиваются в систему. «Всемирное зерцало -- так называлась обширная энциклопедия, составленная во времена Людовика Святого роямонтским монахом Винсентом из Бове. Эмиль Мале пользовался этой книгой в качестве путеводителя по лабиринту образов. Он, также прочитал все христианские тексты со времен отцов Церкви и до Винсента из Бове по «Энциклопедии» аббата Миня, которая долгое время была для исследователей единственным источником религиозных текстов. Для определения и интерпретации религиозных изображений и для точного выражения символического и теологического смыслов выдающийся французский искусствовед использует таких средневековых авторов, как Исидор Севильский, Беда, Рабан Мавр. После чего, он отправился расшифровывать церковные изображения, заканчивать начатый им еще в молодые годы (когда он путешествовал пешком) систематический осмотр французских храмов. В то время, когда фотодокументов было мало, и ученому требовалось лично осматривать памятники, а нередко и производить съемку при помощи громоздких аппаратов. Во Франции в то время усиленно сочинялись красивые литературные истории в отношении множества артефактов и архитектурных объектов. Проводились конкуры работ по истории Древностей. Вот отчет Мале о результатах его от 16 июня 1922 г. [www.academie-francaise.fr] В 1917-1922г. Мале, фактически, повторяет свои исследования 1898г. по религиозному искусству Франции: -- 1917г. издает Немецкое искусство и французское искусство средневековья; -- в 1918г. "Религиозное искусство во Франции в средние века", -- в 1922г."Религиозное искусство XII-го века". В Предисловии к русскому изданию этой книги (2008г.) сказано, что Маль первым перешел от физического описания готических соборов, к помещению их в культурный и исторический контекст: 1924г. Маль покидает Сорбонну и становится директором Французского Археологического Института в Палаццо Фарнезе в Риме, - пост, который он занимает вплоть до 1937 г. После этого, он, в основном, занимается средневековым искусством и архитектурой Италии. Его труды продолжают выходить как во Франции, которая отметила его вклад членством во Французской Академии и орденом Почетного Легиона, так и в других странах - в Италии, Англии, США, выдерживая не одно издание и после смерти. К средневековому искусству Франции вновь возвращается в середине 1940 х гг. -- Жан Бурдичон: Часы Анны Бретанской в Национальной библиотеке, 1946; -- Богоматерь Шартрская, 1948; -- Конец язычества в Галлии и старейших христианских базиликах, 1950; -- Собор Альби, 1950. Статья с хронологией строительства собора [meduza.io] Итак, согласно ОИ все началось с романа Гюго о циганке и уроде Квазимодо. Актуально? Видимо это было время, когда во Франции рождалось много уродов! Почему? Следствие катастрофы!? "Ситуация резко изменилась благодаря роману «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Книга, изданная в 1831 году, тут же стала культовой. Действие разворачивается в конце XV века, в центре повествования — история любви горбатого звонаря собора Квазимодо к цыганке Эсмеральде. Но для самого писателя самым важным было вернуть интерес к готической архитектуре, которая все еще воспринималась как устаревшая и не имеющая большой ценности. Ту же мысль он раньше пытался донести с помощью публицистических статей, но они были несравненно менее популярны. Именно Готику Гюго называл исконно французским искусством в противовес попыткам подражать Античности в классицизме и в некоторых других направлениях. Эта идея резонировала с общественными настроениями, которые во Франции, как и во многих других странах Европы, были сосредоточены на выстраивании национальной идентичности вокруг общей истории, культуры и языка. В одном из обширных философско-публицистических отступлений в романе Гюго сравнивает свободу архитектурного творчества в Средние века со свободой печати в Новое время. Эта мысль, в свою очередь, импонировала французским либералам. Правда, среди интеллектуалов все еще сохранялась мода на романтические развалины, но после выхода книги в Париж хлынуло множество ее поклонников из самых разных слоев общества, до которых это увлечение не дошло. Они смогли воочию убедиться, что от грандиозного собора, описанного Гюго, осталась полуразрушенная постройка, о чем он также упоминал. Образ несчастного горбуна Квазимодо, исчезающего в конце книги, стал восприниматься как метафора разрушающегося собора, в котором он служил. Под влиянием общественного мнения в 1844 году король Луи-Филипп распорядился начать реставрацию".... Реставрация продолжалась 25 лет и закончилась в 1870 году. Работа Виолле-ле-Дюка сама стала частью истории архитектуры <...> Реставрация проходила под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор, кроме собора Нотер-Дам, таеже занимался перестройкой из реабилитационных центров и госпиталей, в религиозные, культовые сооружения: -- Амьенского собора, -- крепости Каркассон на юге Франции, -- готической церкви Сент-Шапель. Восстановление, т.е. перестройка здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля, как считается, длились 23 года. Виолле-ле-Дюку принадлежит идея галереи химер на фасаде собора: статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь. 1929г. в соборе проходят торжественные похороны маршала Фоша. 1934г. -- торжественные похороны президента Раймона Пуанкаре. Вторая мировая война не принесла большого ущерба. В 1963 году в честь 800-летия собора происходила ремтаврация. В частности. очистили фасад и вернули ему первоначальный кремовый цвет. ФРТОТЕРАПИЯ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ. Официальная историография считает, что в 1886г. исследователем Финзеном в Копенгагене был основан первый Светолечебный институт (существующий и в настоящее время), перед которым стояла задача изучать влияние света на животный организм по преимуществу с целью практического применения добытых результатов для лечения болезней. С 1887г. во вновь учрежденном институте начали проводить опыты с целью выяснения действия света, оказываемого на бактерии. Стало понятно, что свет задерживает рост бактерий, а при значительной силе и продолжительности воздействия даже убивает их. Особенно действовал на бактерии концентрированный свет. В отсутствие стабильного солнечного света Финсен быстро начал использовать искусственный свет от электрической лампочки. Свет от такой угольной лампы содержит относительно много так называемых «химических лучей», т.е. ультрафиолетовый свет, который может вызвать химические реакции. В ноябре 1895 года Финсен связался с Иб Виндфельд-Хансеном (1845-1926), который был руководителем Копенгагенской электрической осветительной станции в Готерсгаде. Это была первая официальная электростанция Копенгагена, которая была открыта в марте 1892 года. Если: -- рассеянный солнечный свет убивал бактерии в течение 5 часов, -- дуговая лампа в 900 свечей – за 8 часов, -- лампа накаливания – за 11 часов. То, концентрированный свет ослаблял бактерии за 1 минуту, а убивал их за 5 – 7 минут. При этом было доказано, что именно свет, а не тепло воздействует на бактерии. Опыты велись на бактериях тифа, сибирской язвы, и др. Исследования показали, что все части спектра задерживают рост бактерий, но наибольшее влияние оказывали фиолетовые и ультрафиолетовые лучи (т. е. с длинами волн от 0,2 мкм и короче). Совершенствование аппаратуры позволило Финзену сократить время умерщвления бактерий до двух секунд. Многочисленными опытами Н. Финзен доказал сильное действие «химических» лучей, которое они оказывают на нервную систему, особенно низших животных и зародышей. Им была исследована способность «химических» лучей приводить в движение эмбрионы лягушки и саламандры, а также червей и насекомых. Для получения концентрированного света Н. Финзен использовал устройство с ярким источником света - дуговой лампой, системой линз для фокусировки луча и рубиновым фильтром для фильтрации света (как звезды Кремля!?). Во избежание ожогов тепловым излучением Финзен применял фильтр с аммиачным раствором медного купороса или воду с метиловой синькой. Финзен настаивал на применении именно рубинового фильтра, подчеркивая, что использование фильтра из крашеного стекла существенно снизит терапевтическую эффективность. Поскольку ткани человеческого тела непрозрачны для фиолетовой части спектра излучения только в силу наличия в сосудах крови, Финзен предложил придавливать облучаемое место до побледнения специальными стеклами – плоскими, выпуклыми или изогнутыми в форме желоба. Во избежание ожогов давящий прибор обильно поливался водой. Были также созданы давящие стекла с полостями, в которых циркулировала вода. Предложенный Н. Финзеном способ был применен для лечения кожных болезней, и в первую очередь такой болезни, как волчанка (lupus vulgaris), которая до того времени считалась неизлечимой. В своем институте Финзеном было вылечено около 500 больных волчанкой, у которых были поражены части лица, губы, нос, слизистая оболочка и даже конечности. Лечение продолжалось от нескольких месяцев до года и даже более: все зависело от стадии болезни. Некоторые больные, страдавшие волчанкой по 15 – 20 лет, исцелялись этим способом, в то время как традиционные способы – прижигание, вырезание и выскабливание – не приводили к улучшению. Финзен обнаружил, что «химические» лучи излечивают и другие заболевания, в том числе и не бактерицидные. Им были получены определенные положительные результаты не только при лечении обыкновенной волчанки, но и при лечении волчанки эритоматозной (lupus erythematodes), проказы – кожной (или бугристой) и нервной, а также полного облысения головы (alopia areata). ЕСЛИ ОТКРЫТИЕ ФИЗЕНА БЫЛО НЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО, И НЕ АКТУАЛЬНО, ОСОБЕННО ДЛЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ, ТО ПОЧЕМУ ОН ПОЛУЧИЛ НОБИЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ В СТОГОЛЬМЕ В 1903Г.!? Открытие Нильса Финсена, что ультрафиолетовый свет может вылечить туберкулез кожи, было, конечно, практическим медицинским достижением. Но вопрос заключался в том, заслужила ли находка медицинскую Нобелевскую премию. Нобелевский фонд в Стокгольме получил больше рекомендаций от Финсена в качестве кандидата на Нобелевскую премию 1903 года. Однако были и другие, возможно, более квалифицированные кандидаты, такие как немец Роберт Кох (1843-1910), который в 1882 году открыл туберкулезные палочки, а в 1884 - холерные палочки. Кох получил преиию в 1905 году. Другим кандидатом был немец Пол Эрлих (1854-1915), который был одним из пионеров в исследовании иммунной системы (Эрлих получил премию в 1908 году). Один из тех, кто выступил против кандидатуры Finsens, был отец Нильса Бора (1885-1962), Кристиан Бор (1855-1911), который был ведущим профессором физиологии того времени. Он полагал, что усилия Физена еадекватно отражают теоретическую и академическую науку. Видным членом Нобелевского фонда был профессор Карл Аксель Хампус Мёрнер (1854-1917), который был ректором "Каролинского института" и председателем Нобелевского комитета по физиологии и медицине. Он посетил Finsens Institut до принятия решения о том, кто должен получить медицинскую Нобелевскую премию за 1903 год. Из-за своего крайне слабого здоровья Финсен даже не мог присутствовать на Нобелевских праздниках в Стокгольме 10 декабря 1903 года. На короткий период в северной Европе была проблема с уменьшением количества солнечной радиации!? 1).Памятная доска в Торсхавне (видно, что что, форму своего искуственного солнца -- лампы, нобелевский лауреат позаимствовал у естественного целительного источника света — солнца; 2).почтовая марка; 3).Скульптурная композиция «Mod lyset» («К свету») в честь Нильса Финзена (1909г.) украшает копенгагенский перекресток близ больницы Rigshospital, где изображены «ницшеанские» фигуры — сильных и здоровых людей тягкщихся к свету: ИССКУСТВЕННОЕ СОЛНЦЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. На протяжении большей части первой половины ХХ века фототерапию или «терапию солнечными лучами» назначали детям при широком круге заболеваний, от грудных инфекций до анемии. В то же время стала обнаруживаться связь между воздействием ультрафиолетового света и раком кожи. К 1960-ым годам выросло использование антибиотиков и альтернативных методов лечения. Фототерапию признали устаревшей для большинства целей. Хотя ультрафиолетовый свет всё ещё используют в борьбе с некоторыми кожными заболеваниями. Другие виды не ультрафиолетового света применяют для лечения нарушений настроения и сна. 1928г. В детской больнице в Лондоне: Много фото с леченим детей светом в 1920-60-х гг. [cameralabs.org] ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО СОБОРА НОТЕР-ДАМ КАК ФОТОЛЕЧЕБНОГО ГОСПИТАЛЯ. Уже давно было отмечено тонизирующее влияние света на животный организм. Это действие («фотодерматический рефлекс») обнаруживается и у животных, лишенных зрения (Graber). У низших животных имеет место антагонистическое действие синего и красного света (Finsen). Такой антагонизм сказывается и на мышечном тонусе человека. Освещение красным цветом лампы Соллюкс определенных участков кожи влияет на протянутые горизонтально руки, отклоняя их в сторону освещения. При облучении же синим светом наблюдается отклонение в обратном направлении (фотодерматический рефлекс Ehrenwald'a). Синий свет, воздействуя на кожу, усиливает, а красный—ослабляет сочетательно-двигательный рефлекс у человека (Бруштейн). При лечении светом внимание естественно прежде всего было обращено на солнце как на источник, отличающийся доступностью и обладающий лучами различной длины волны. Однако солнечный свет не отличается постоянством. Яркость его меняется в зависимости от погоды, облачности, пыли и т. д. При прохождении через атмосферу солнечный свет теряет более или менее значительную часть своих лучей в зависимости от состояния атмосферы, чистоты воздуха и высоты стояния солнца. Фототерапия пользуется светом как солнечным, так и искусственным. Тот и другой применяются или в неразложенном на свои составные части виде-или в форме отдельных частей спектра—как в концентрированном, так и неконцентрированном виде. Солнцелечение (Гелиотерапия). В последнее время, благодаря работам Дорно, Хилла (Dorno, Hill), а у нас Калитина, особый интерес представляет использование с лечебной целью рассеянной радиации голубого неба. При этом получается большой биологический эффект и не происходит перегрева тела. Особое значение применение такой радиации должно иметь в детской практике. Кроме использования солнечного излучения in toto фототерапия знает еще один вид солнцелечения, где применяется не весь спектр, а отдельные его части (хро-мотерапия). Для такой терапии имеются следующие основания. Так, еще Гёте подметил влияние цветного освещения на настроение. В 1881 году Молешотт и Фубини (Moleschott, Fubini) опубликовали свои исследования над животными, глаза которых были совершенно уничтожены ножницами и каленым железом. В опытах с влиянием различных цветов (жидкие фильтраты) авторы получили следующие результаты. Сине-фиолетовый и красный свет повышают выделение С02 у птиц и млекопитающих, причем красный свет—несколько менее. У слепых млекопитающих фиолетовый и красный свет точно так же усиливает выделение углекислоты, хотя и в меньшей степени, чем у зрячих. Количество выделяемой углекислоты возрастает с усилением света. Этот факт наблюдается одинаково как у слепых, так и у зрячих животных. По отношению к азотистому обмену имеются исследования, указывающие, что красный свет ослабляет процессы ассимиляции и диссимиляции, желтый и фиолетовый свет, особенно последний, наиболее повышают жизненные процессы (Коган). Под влиянием различного освещения изменяется наполнение пульса. Наиболее угнетающе на пульс действует фиолетовый свет, наименее—красный. Акопенко исследовал влияние цветных лучей на скорость психических процессов и пришел к выводу, что цветное освещение несомненно влияет на данное явление и притом разные лучи оказывают разное действие в зависимости от их положения в спектре. Лучи, находящиеся ближе к тепловому концу спектра, действуют более оживляюще. При этом изменяется и настроение: оно становится более бодрым, веселым. Желтый цвет занимает среднее положение. Его влияние на психические процессы не улавливается. Зеленый цвет обнаруживает уже замедляющее, угнетающее влияние. Такое действие возрастает по мере приближения к фиолетовой части спектра. Фиолетовый цвет чрезвычайно сильно влияет и на скорость психических процессов и на настроение, производя резко угнетающее действие. Исследования по методу сочетательно-двигательных рефлексов дают объективные указания на то, что нервная система человека различно реагирует на различные цвета спектра. Понца (Ponza) нашел, что под влиянием красного света угнетенное настроение больных в несколько часов сменялось хорошим расположением духа. Больные, отказывавшиеся до того от пищи, с апетитом ели. Синий цвет оказывал успокаивающее действие на маниакально-возбужденных бльных. Шлагер (Schlager) на основании своих наблюдений пришел к выводу, что в большинстве случаев при применении света у душевнобольных нельзя обнаружить никакого влияния. В некоторых же случаях, при состоянии сильного возбуждения, наступало успокоение и притом вскоре после помещения больного в синюю комнату. Финзен, исходя из того, что свет раздражает кожу, главным образом лучами более короткой волны, предложил лечить оспенных больных красным светом, помещая их в палаты, окна которых завешены красной тканью. Гольдман (Goldmann) прививал оспу под красным светом и на место прививки накладывал красную повязку. При этом не наблюдалось опухоли подмышечных желез и воспалительной реакции вокруг оспенных пустул. В контрольных же наблюдениях, где прививка производилась в обычных условиях, всегда наблюдалась довольно значительная реакция. Вместе с тем и при слабой реакции в первых наблюдениях достигалась полная иммунизация. Повторные прививки через пять недель давали у них отрицательный результат. Кроме оспы применение красного цвета предложено еще при кори, роже и скарлатине. Далее, имеются указания на благотворное влияние красного цвета при некотрых кожных бллезнях. Винтерниц (Winternitz) при хрон. экземе покрывал подвергаемые действию солнца части красной тканью и наблюдал при этом уменьшение гиперемии кожи и улучшение болезненных явлений. Бруштейном далее, в 1909 г., было впервые предложено применение ртутно-кварцевой лампы при невральгиях. В дальнейшем наблюдения Бруштейна были подтверждены с разных сторон. Далее солнечные ванны и общие ультрафиолетовые облучения можно применять при неврастенических состояниях. Из душевных заболеваний у больных с маниакально-депрессивным психозом и у схизофреников под влиянием ультрафиолетового облучения отмечены некоторое улучшение апетита, прибавка в весе, оживление мышечных движений и улучшение самочувствия. То же относится и к применению цветного освещения: синего - при состояниях возбуждения и красного — при состояниях угнетения. В соборе Нотер-Дам 110 застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет. Значительная часть витражей, как считается, выполнена в середине 19 века. Три больших окон-роз, где роза, символ женского влагалища , отсюда и исторко-литературное название -- Собор Богоматери, т.е., там, где ранее происходил процесс рождения, перерождения, воскресение, т.е. физическая и психическая реабилитация людей. После перестройки, витражи высоких окон рассеивают солнечный свет, но, ранее, было наоборот -- витражи и окна-розы концентрировали свет. Фактически, это было устройство для цветной фототерапии, только естественным способом (от солнечного света); и не для одиночных, а для групповых светолечебных процедур. Памятная доска Н.Физена в Торсхавне (форму его искуственного солнца -- лампы, это аналог самого Солнца): Роза западного фасада (витраж синего цвета; ее, частично закрывает орган) -- аналог "большой лампы Физена" -- Солнца, и округлого "входа в пещеру" -- символ женского влагалища: Физен для фототолечебных целей импользовал рубиновый свет. Считается, что изначально цветное стекло витражей собора, якобы в 1741г. бьло заменено прозрачным, одноцветным. Возможно, что так и было изначально. Никаких религиозных сюжетов на витражах небыло. А окна были одноцветные (красные, синие?). Примерно так мог выглядеть Нотер-Дам до его перестройки, якобы в 1870г. (реально, где-то в середине 1920-х гг.): Западная роза, старейшая из трёх, считается, чта выполнена около 1220 года и, затем, якобы реставрирована в XVI, XVIII и XIX веках. Снаружи круглое окно-роза (копии, созданной в реставрационных мастерских Виолеле-Дюка) служит ореолом скульптуры Богоматери и двух ангелов. Когда-то ангелы держали в руках подсвечники. Каждую Страстную Пятницу две огромные свечи горели всю ночь, освещая западный фасад. Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Эжена Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году Ажурное окно-роза в центрального ярума якобы 1220-1225 годов, диаметром около 10 м.: По обеим сторонам его расположены два огромных парных арочных окна. Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни (которые так и не были завершены шпилями), с стрельчатыми парными окнами. Порталы - преддверие рая, - по представлениям Средневековья. Поэтому, по традиции, центральный портал главного фасада обычно посвящался сценам Стращного Суда. На тимпане центрального портала собора Парижской Богоматери изображен Христос, взвещивающий дущи усопших и отделяющий праведных от неправедных. Внизу, у основания аркатур, скульптурные изображения Ада и Рая. Ыигуры Христа благословляющего, двенадцати апостолов, дев мудрых и неразумных - копии, вышедшие из реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка. В нише одного из простенков - скульптурное изображение святого Марселя, попирающего дракона. Считается тоже копия; поврежденный оригинал находится в музее Клюни. Как рассказывает легенда, некое чудовище по ночам выползало из Сены и пожирало на кладбище трупы. Испуганные парижане просили заступничества у своего пастыря. Святой Марсель изображен в тот момент, когда он поражает посохом чудовише, выползающее из могилы. Левый портал также обрамляют арки со знаками Зодиака, которым соответствуют барельефы с изображением сезонных работ: Южная роза — на тему Нового Завета — датируется примерно 1260 годом. Но, художник-витражист Альфред Жерант (Alfred Gérente) реставрировал стёкла в 1861 году, о чём свидетельствует надпись под Христом в центральном венчике южной розы. В XIX столетии при реставрации стёкла предполагались сначала прозрачными, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. Альфред Жерант изготовил новые, взяв за образец витражи южного выхода трансепта Шартрского собора ЛЕЧЕНИЕ СВЕТОТЕРАПИЕЙ В РОССИИ. В начале XX века известный российский невропатолог Бехтерев выпустил книгу «Светотерапия в лечении нервных болезней», в которой были заложены основы нынешнего понимания этого метода. Бехтерев занимался и проблемамт воздействия сифилиса на нервнную систему человека. Сифилис центральной нервной системы / [Соч.] Акад. В. Бехтерева, орд. проф. Имп. Воен.-мед. акад., дир. Клиники душев. и нерв. болезней. - Санкт-Петербург : скл. изд. у К.Л. Риккера, ценз. 1902: 11 февраля 1900г. при Императорском институте экспериментальной медицины с целью проверки эффективности метода Финзена был открыт Светолечебный кабинет. В этом кабинете работы проводились до 1-го декабря 1901 г., когда произошло его закрытие ввиду того, что изученный к тому времени метод получил уже общее научное признание. С конца 1899 г. под руководством профессора К.Серапина начало действовать Светолечебное отделение при Академической хирургической клинике профессора Н. А. Вильяминова в г. С.-Петербурге (ныне Военно-медицинская академия им. С.Кирова). Светолечебное отделение получило помещение в Михайловской клинической больнице. Отделение просуществовало, по-видимому, до 1917 года. В 1900 году 96 больным было сделано 5503 часовых сеансов облучения; 114 больным 1901 года – 6720 часовых сеансов, в среднем по 58 сеансов на человека. В отделении была проведена большая научная работа, в частности, подтверждено бактерицидное действие сине-фиолетового света. Врачами был выполнен большой объем исследований в конкретных направлениях, о чем был составлен и выпущен в 1902 г. большой отчет. Так, Б.Гершуни был разработан метод лечения по способу Финзена ulcus rodens (вид язвенных опухолей на лице размером от булавочной головки до ладони). По его наблюдениям под влиянием светолечения происходит воспалительный процесс продуктивного характера, в результате чего развивается соединительная ткань, и язва зарубцовывается по всей глубине, образуя стойкий рубец. В Казани в новой клинике был организован второй в России мощный светолечебный кабинет для лечения больных с кожными заболеваниями ультрафиолетовыми лучами по методу проф. Н. Финзена. С этой целью он командировал в Данию к Н.Фин-зену своего ученика В. Ф. Бургсдорфа, который приобрел там два очень дорогих дуговых аппарата. В клинике были созданы все условия, необходимые для преподавания и лечения больных, а оснащение современным оборудованием лаборатории обеспечивало проведение научно-исследовательской деятельности. Лампа Н.Финзена успешно применялась при лечении больных с хроническими дерматозами. Так, ее использование привело к снижению заболеваемости туберкулезом кожи в Среднем Поволжье в течение десяти лет в несколько раз. Клиника стала самостоятельным учебным, научно-лечебным учреждением, на базе которого появилась возможность подготовки по дерматовенерологии земских врачей для всей территории Поволжья и Сибири. Клиническая база, созданный профессором А.Ге муляжный музей, привезенные из Германии цветные литографии дерматологических больных, большая коллекция микроскопических препаратов явились ценнейшим учебным материалом для подготовки будущих специалистов. Создание муляжной и фотографической мастерской и введение в штат клиники художника-муляжиста Э.Спориуса значительно расширили наглядность в преподавании дерматовенерологии. Плодом многолетнего клинического преподавания, личных наблюдений и исследований явился учебник профессора А. е «Курс венерических болезней» (1880). В нем подробно излагались отделы, в то время мало разработанные и наиболее трудные в сифилидологии. Этот учебник с последующими дополнениями до 1903 г. переиздавался 8 раз. С открытием новой клиники в 1900 г. значительно расширилась возможность госпитализации больных. В Казанскую клинику обращались не только жители Казани, но и приезжие из других близлежащих губерний. В клинике профессора А.Ге для лечения больных сифилисом применялось новое средство - нейтральная салициловая ртуть в виде водного раствора, которая в отношении переносимости имела преимущество перед другими ртутными препаратами. В то время венерические болезни, особенно сифилис, имели значительное распространение среди населения. Борьба с ними являлась актуальной задачей. [cyberleninka.ru] Как всегда, остаются вопросы хронологии.. В первые годы после Великой Отечественной войны метод светолечения был переоткрыт врачом клиники Пермского медицинского института Иваном Павловичем Федоровым, который, как выяснилось, ничего не знал ни о Н. Финзене, ни о его методе. Пришедший однажды к нему на прием больной Торкунов, ученик электросварщика, рассказал, как он излечился от волчанки, подставляя лицо под лучи сварочной дуги. Особенностью этих лучей Торкунов считал то, что они почему-то не оказывали вредного воздействия на глаза. Были разысканы электроды, которыми пользовался Торкунов. Один из них оказался ферромарганцевой болванкой с высоким содержанием марганца. Дуга, как оказалось, излучала не белый, а синий свет. Используя полученные сведения, И.Федоров построил аппарат, в котором поддерживалась дуга между ферромарганцевым и угольным электродами. Отражатель направлял свет на больного, находившегося на расстоянии 1,5–2 метра от дуги. Оказалось, что и в самом деле волчанка успешно излечивалась, но попутно выяснилось, что синими лучами аппарата можно лечить и другие болезни. И. П. Федоров провел большую исследовательскую работу, изучая действия электродуги и подбирая сплавы, и нашел такие комбинации, которые позволяли лечить кожные болезни. Кроме того, метод оказался исключительно эффективным при лечении облитерирующего эндартериита. Это последнее важнейшее открытие является личной заслугой ныне покойного И.Федорова. Под руководством И.Федорова было построено и весьма успешно эксплуатировалось в клиниках Москвы, Ленинграда и Харькова несколько аппаратов. В Харькове аппарат И.Федорова применил профессор, доктор медицины, почетный член общества хирургов Украины и почетный председатель Харьковского общества хирургов Александр Мещанинов. Один аппарат, изготовленный в 1959 году был установлен в спецполиклинике Летно-исследовательского института в г. Жуковском Московской области. Сергей Александрович (Израилевич-Мовшевич) Бруштейн (1873, — 1947, Москва) — русский и советский врач-физиатр, учёный-медик, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов системы усовершенствования врачей. Доктор медицинских наук (1910), профессор (1917), заслуженный деятель науки РСФСР (1927). До 1904 года работал в клинике нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге под руководством В. Бехтерева. С 1901 года был также ассистентом профессора В.Штанге в отделении физических методов лечения Императорского клинического института Великой княгини Елены Павловны. массажа, гидротерапии и учения о минеральных водах (проф. Штанге)». В.Штанге пригласил молодого специалиста в это физиотерапевтическое отделение института (который позднее стал ГИДУВом), где С. Бруштейн к 1917 году вырос до профессора, заведующего кафедрой физиотерапии. Первая мировая война с огромным числом раненых и инвалидов побудила общественность организовать их восстановление методами физиотерапии. При содействии Петроградского комитета Всероссийского союза городов на базе военного госпиталя он организовал (директором его он был избран по Всероссийскому конкурсу) Петроградский физиотерапевтический институт, которым руководил до 1931 году. В 1920 г. он стал уже и директором ГИДУВа, проведя его через трудности, значительно укрепив и расширив. В юбилейной статье (1927 г.) нарком Н. Семашко называет С. А. Бруштейна основателем физиатрии в стране и организатором «научного усовершенствования врачей в невиданном в мире масштабе». Опубликовал научные труды по нейрофизиологии: «К вопросу о действии электрического тока высокого напряжения на человеческое тело», (1901); «О вазомоторном центре продолговатого мозга», (1901). 1910 году защитил диссертацию по теме «О влиянии общих электросветовых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека». Из Лаборатории клиники душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (акад. В. М. Бехтерев); Из Отделения физических методов лечения Императорской клиники института великой княгини Елены Павловны (проф. В. А. Штанге). СПб: Типография Общества «Грамотность», 1910. К вопросу о влиянии света в общей электро-световой ванне. Сочинение Доктора медицины С. Бруштейна, ассистента Императорской Клиники института великой княгини Елены Павловны (СПб). Харьков: Типография фирмы «Афольф Дарре», 1911. Литература до 1930-х гг. о светолечении. Бруштейн С. О влиянии общих электро-световых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека, СПБ, 1910; он же, К вопросу о лечении невралгий ультрафиолетовыми лучами, Врач, газ., 1910, №15; он же, Фототерапия (Основы терапии, под ред. С. Бруштейна и Д. Плетнева, т. II, М., 1925); Вермель С, Руководство к лечению светом, М., 1910; Гаусман В.Фольк Р., Руководство по светолечению, М.—Л., 1930; Рудницкий Н., Кварцевая лампа в медицине Л., 1926; Руководство по физическим методам лечения, под ред. С. Бруштейна, т. I, Л., 1927; Фототерапия, под ред. П. Мезерницкого, П., 1916; Вгustein S., Les Agies et leur traitement par la lumiere, Compte rendu du V Congres internat. de Physiotherapie, Liege, 1930; Handbuch der gesamten Strahlenheilkunde, hrsg. v. P. Lazarus, B. I —II, Lpz., 1927—30; Handbuch der Lichttherapie, hrsg. v. R. Volk, Wien, 1927; JesionekA., Lichtbio-logie, Braunschweig, 1910; MaltenH., Die Licht-The-rapie, Lpz., 1926; В, о 1 1 i e r A., Die Heliotherapie der Tuberkulose, В., 1924 (рус. изд. —П., 1923); Saidmann J., Les rayons ultra-VІolets utilises en medecine, choІX d'une unite de mesure, P., 1928; Schmidt H., Kompendium der Lichtbehandlung, Lpz., 1921; Wel1isсh E., Die Quarzlampe und ihre medizinische Anwen-dung, В.—Wien, 1932. Периодические издания — Actinoterapia, riVІsta interna-zionale, Napoli, с 1915; British journal of actinotherapy, L., с 1926; Revue d'actinologie, P., 1925—28; Strahlen-therapie, В.—Wien, с 1912. |